Развитие внутренней речи в современной психологии относится к числу недостаточно изученных явлений. Однако большинство исследователей связывают генезис внутренней речи с феноменом эгоцентрической речи, характерным для дошкольного детства.
В дошкольном возрасте ребенка, на третьем этапе развития речи, наблюдается явление, состоящее в том, что дети периодически начинают говорить вслух, ни к кому при этом не обращаясь, как бы разговаривая сами с собой. Например, «дошкольник, ни к кому не адресуясь, называет предметы, с которыми он действует, рассказывает о своих действиях, планирует предстоящие действия и анализирует их результаты. («Миша лежит. Красивая маечка у Миши. Сейчас буду кормить. Миша, кушай. Ой, упала! Ложка упала».) Такая речь не выполняет функции общения» [6, с.222].
Исследуя данное явление, известный зарубежный ученый Ж.Пиаже пришел к выводу, что такая речь ребенка представляет собой особый вид речи и назвал эту форму речи эгоцентрической. Пиаже выделил следующие особенности эгоцентрической речи [20]:
- Эгоцентрическая речь не служит целям сообщения, не выполняет коммуникативных функций; эта речь не для другого, а для себя; она протекает независимо от того, слушают ли и понимают ли ее; с этим функциональным ее характером связаны особенности ее содержания и структуры.
- Будучи речью для себя, а не для другого, эгоцентрическая речь в соответствии с этим – речь со своей точки зрения, не учитывающая точки зрения другого и не приноравливающаяся к ним.
- Эгоцентрическая речь по преимуществу есть речь ребенка о себе.
По мнению Ж.Пиаже, эгоцентрическая речь ребенка происходит из эгоцентризма его мышления, из недостаточной социализации изначально индивидуальной речи и лишь сопровождает процесс деятельности ребенка, не выполняя при этом никакой функции.
Л.С.Выготский, напротив, считал эгоцентрическую речь ребенка важным этапом его развития и выполняет следующие функции:
- Регулирующая функция. Возникновение эгоцентрической речи «связано с необособленностью и невыделенностью у ребенка речи для себя и речи для других и … с тенденцией младших детей к совместной деятельности со взрослыми. Чем менее самостоятелен ребенок, чем большие затруднения вызывает у него деятельность, тем выше эта тенденция. Эгоцентрическая речь является своеобразным речевым заместителем реального практического сотрудничества со взрослым, выражая желательное для ребенка содержание сотрудничества и помощи» [6, с.222].
- Интеллектуальная функция планирования и осознания поведения и деятельности. «Ребенок как бы наперед формулирует замысел своей деятельности, а затем, по мере ее выполнения, словесно фиксирует полученные результаты, вслух намечает новые пути, решает возникшие затруднения. Сначала речь включается в деятельность ребенка на всем ее протяжении. Это резюмирующая, констатирующая речь по поводу уже совершенного действия, затем речь постепенно переносится в начало деятельности, представляя собой прототип будущего внутреннего планирования и решения задачи. Причем на первом этапе ребенок обращается к взрослому и называет ему свое предстоящее действие – «планирование для другого». Затем наступает планирование для себя, речевое овладение собственным поведением» [там же].
Л.С.Выготский считал, что эгоцентрическая речь ребенка занимает промежуточное положение между внешней и внутренней речью: эгоцентрическая речь проявляется как внешняя речь (произносится вслух), но по психологической сущности является внутренней речью, выполняя не коммуникативную, а интеллектуальную (сигнификативную) функцию. По мнению Выготского, эгоцентрическая речь – это этап развития, перехода от внешней к внутренней речи. Формируясь на социальной основе, эгоцентрическая речь в итоге редуцируется, сокращается и на пороге школьного возраста полностью интериоризуется, переходя во внутреннюю речь [16]: «При переходе внешней речи во внутреннюю эгоцентрическая речь постепенно исчезает. На убывание ее внешних проявлений следует смотреть, как считал Л.С.Выготский, как на усиливающуюся абстракцию мысли от звуковой стороны речи, что свойственно речи внутренней» [10, с.329].
С.Л.Рубинштейн, не соглашаясь с Л.С.Выготским, подчеркивал, что эгоцентрическая речь выполняет эмоциональную функцию: эгоцентрическая речь «является вовсе не только речью-мышлением и планированием, а насыщена часто напряженной эмоциональностью … Вопреки Выготскому, можно утверждать, что эгоцентрическая речь отличается от внутренней речи и по психологической природе: она во всяком случае не является только речью-мышлением» [20, с.410].
Исходя из этого, Рубинштейн приравнивал эгоцентрическую речь к монологической речи и считал, что эмоциональная функция является основной функцией такой речи: «монологическая речь, располагающая в качестве громкой речи всеми экспрессивными средствами, является средством выражения и эмоциональной разрядки. … В монологической речи говорящий, с одной стороны, выражает свою эмоциональность, с другой – воздействует на свои эмоции средствами, заимствованными из процесса общения. … Средством мышления монологическая речь служит в тех случаях, когда интересует не столько доказательность, т. е. объективная истинность, мысли, сколько ее убедительность, т.е. сила воздействия» [там же].
Существуют и другие точки зрения, не связывающие развитие внутренней речи с эгоцентрической речью: например, П.П.Блонский предположил, что внутренняя речь возникает одновременно с внешней речью в результате беззвучного повторения ребенком обращенных к нему слов взрослых [16].
Таким образом, вопрос о развитии внутренней речи человека в современной психологии остается открытым.
Далее: Речь и мышление