Речь развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития) человека под воздействием преимущественно социальных факторов. Язык как система условных знаков и правила его использования усваиваются человеком «как в естественных условиях – с помощью родителей, в семье, так и в специальных учебных условиях – в школе, на курсах, по справочникам, словарям» [18, с.134].
При этом процесс усвоения языка и развития речи в связи с его сложностью является длительным: «речевые процессы очень поздно достигают своих максимально возможных вершин. По исследованиям Б.Г.Ананьева, наилучшие речевые результаты фиксируются в возрасте 35-40 лет. До этого речевые навыки развиваются и совершенствуются, проходя определенные периоды овладения функциями и формами» [там же].
Процесс усвоения языка и развития речи у детей, принадлежащих разным народам, странам, культурам и нациям, несмотря на различия в структуре и содержании языков, осуществляется по одним и тем же закономерностям и проходит одни и те же этапы, которые начинаются и завершаются в одни и те же возрастные периоды. Чаще всего выделяют следующие пять этапов развития речи [8; 10; 18]:
- Период подготовления словесной речи, или подготовительный, или дофонемный этап – от рождения до конца первого года жизни. В течение данного периода ребенок накапливает опыт взаимодействия с окружающей действительностью, на основе которого у него формируются представления о предметах и явлениях среды, соответствующие усваиваемым словам. В начале данного периода «основным механизмом, лежащим в основе усвоения речи, является процесс имитации. Решающим условием сохранения и развития врожденного подражательного рефлекса является живое эмоциональное общение взрослого с каждым ребенком индивидуально. … Различные модуляции голоса взрослого выполняют роль пускового сигнала, приводящего в действие безусловно-рефлекторный механизм эхолалии: ребенок «играет» звуками, тренирует речевой аппарат, дифференцирует окружающие звуки и голоса» [18, с.146]. Восприятие речи взрослых окружающих людей способствует постепенному пониманию слов ребенком: «со второй половины первого года жизни у ребенка … появляются специфические реакции на сопровождаемые словами жесты взрослого. Например, на зовущий жест руками взрослого, сопровождаемый словами «иди-иди», ребенок начинает тянуть руки. Дети этого возраста реагируют и на отдельные слова. Например, на вопрос «Где мама?» ребенок начинает поворачиваться в сторону матери или искать ее глазами. … Первое понимание слов ребенком возникает, как правило, в действенных и эмоциональных для ребенка ситуациях. … Возникновение первых осмысленных слов, произносимых ребенком, также происходит в действенных и эмоциональных ситуациях» [8, с.348]. Таким образом, в течение первого периода развития речи ребенка формируется пассивная (импрессивная) речевая деятельность ребенка. Результатом данного периода развития речи является возникновение первых актов активной (экспрессивной речевой деятельности – первых слов, самостоятельно произносимых ребенком.
- Период первоначального овладения языком и формирования расчлененной звуковой речи – от возраста одного года до конца третьего года жизни ребенка. Необходимость осуществления активной (экспрессивной) речевой деятельности основана на развитии и усложнении отношений ребенка с окружающим миром и людьми, и потребность в речевом общении становится одной из важнейших потребностей ребенка. Развитие речевой деятельности на данном этапе включает стадию «слова-предложения» и стадию двух-трехсловных предложений и характеризуется быстрым ростом активного словаря ребенка. В начале данного периода «высказывания ребенка ограничиваются всего лишь одним словом, как правило существительным, выполняющим функцию целого предложения. Например, обращение к матери может означать и просьбу о помощи, и сообщение о том, что ребенку необходимо что-то сделать. Поэтому смысл произносимых ребенком слов зависит от конкретной ситуации и от сопровождающих эти слова жестов или действий ребенка. Значимость конкретной ситуации сохраняется и тогда, когда ребенок начинает произносить два-три слова … Эти особенности речи ребенка внутренне связаны с тем, что его мышление, в единстве с которым формируется речь, еще имеет характер наглядных, действенных интеллектуальных операций. Обобщенные представления, возникающие в процессе интеллектуальной деятельности ребенка, уже оформляются и закрепляются в его сознании с помощью слов языка, которые сами включаются в мышление на данном этапе только в наглядном, практическом процессе» [8, с.350]. На переходе от стадии «слова-предложения к стадии двух-трехсловных предложений ребенок обучается комбинировать слова, объединять их в небольшие фразы, и дальнейшие прогресс от использования таких фраз до применения составных предложений осуществляется очень быстро.
Первые три года жизни ребенка являются сензитивным периодом развития речи. Если по тем или иным причинам речь в своем развитии не проходит перечисленные два периода в данном возрасте, то в дальнейшем процесс усвоения речи существенно затрудняется [18]. - Период развития языка ребенка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов (этап самостоятельной речи) – охватывает дошкольный возраст ребенка, т. е. начинается в возрасте трех лет и длится до шести или семи лет. Этот период развития речи связан с переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному, а затем к логическому мышлению ребенка. «Главной особенностью данного периода является то, что речь ребенка в эту пору развивается в процессе речевого общения, отвлеченно от конкретной ситуации, что определяет необходимость развития и совершенствования более сложных языковых форм. … речь отражает не только то, что уже известно ребенку из собственного опыта, но и открывает то, что ему еще не известно, вводит его в широкий круг новых для него фактов и событий. Он сам начинает рассказывать, иногда фантазируя и очень часто отвлекаясь от наличной ситуации. … на данном этапе речевое общение становится одним из основных источников развития мышления. Если на рассмотренных выше этапах отмечалась доминирующая роль мышления для развития речи, то на данном этапе речь начинает выступать в качестве одного из основных источников развития мышления, которое, развиваясь, формирует предпосылки для совершенствования речевых возможностей ребенка. Он должен не только усвоить множество слов и словосочетаний, но и научиться грамматически правильному построению речи» [8, с.351]. Развитие логического мышления приводит к тому, что ребенок усваивает правила словообразования и образования предложений и самостоятельно использует эти правила в своей речи. «Ребенок проявляет творчество в формировании новых слов. Например, желая сказать «совсем маленький жираф», ребенок, точно так же как взрослые строят неологизмы, говорит по аналогии «жирафленочек». … В формируемых ребенком фразах начинают дифференцироваться главные, придаточные и вводные предложения. Оформляются причинные («потому что»), целевые («чтобы»), следственные («если») и прочие связи» [8, с.352].
- Период овладения ребенком письменной речью и систематического обучением языку – охватывает школьный возраст ребенка. Речь становится предметом специального обучения, словарный запас обогащается, правила образования слов и предложений изучаются на осознанном уровне. В результате речь становится более совершенной, осознанной и управляемой. Важнейшую роль в этом играет усвоение письменной и развернутой монологической речи.
- Период совершенствования речи после завершения школьного периода – является строго индивидуальным. С завершением школьных занятий последующее увеличение словарного запаса и других возможностей речи происходит у разных людей в различной степени. Для некоторых людей может быть характерно снижение уровня речевой деятельности.
Таким образом, общие закономерности развития речи человека сводятся к следующим основным аспектам:
- Определяющее влияние социальных факторов развития речи: ребенок усваивает язык и овладевает речью в процессе непосредственного взаимодействия с окружающими людьми и в процессе специально организованного обучения. Речь является основным средством общения, а общение является условием развития речи.
- Единство развития речи и когнитивных процессов: развитие речи осуществляется совместно с развитием памяти, внимания, мышления и т.п. Когнитивные процессы проявляются в речи и являются основой ее развития. Одновременно с этим в речевой деятельности и на ее основе развиваются и сами когнитивные процессы.
- Опережение развития пассивной формы речи по отношению к активной ее форме: «рецептивная (импрессивная) форма речи устойчиво опережает произносительную (экспрессивную); объем речевого материала, доступный пониманию детей, всегда больше того, что они употребляют в разговоре; дети раньше начинают различать фонетические элементы речи, чем правильно их произносить» [18, с.149].
Далее: Развитие внутренней речи