В современной педагогике понятие воспитания определяется как «процесс передачи старшими поколениями и активное усвоение новыми поколениями социального опыта с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду» [11, с.45]. Целью воспитания как специально организованного процесса является содействие максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека [11].
В психологии понятие воспитания рассматривается более широко: по мнению психологов, воспитание – это всеобщая форма психического развития [1]. Воздействие на ребенка в процессе воспитания может быть как направленным (преднамеренным), так и ненаправленным (непреднамеренным) [1], и не всегда приводит только к положительным с точки зрения развития личности ребенка результатам.
Психическое развитие ребенка, формирование его личности и индивидуальности и особенности социализации осуществляются под влиянием большого количества самых разнообразных факторов. Факторы развития ребенка классифицируются на две большие группы: биологические и социальные [4; 10 и др.]. К биологическим факторам развития ребенка относятся врожденные особенности самого ребенка, обусловленные, прежде всего, наследственностью; к социальным – особенности внешней среды, в которой осуществляется жизнедеятельность ребенка.
У.Бронфенбреннер [5] различает следующие уровни среды, воздействующие на ребенка в процессе его развития:
- Микросистема – люди и события в семье, школе и иных общественных институтах, составляющих непосредственное окружение ребенка;
- Мезосистема – взаимоотношения нескольких (минимум – двух) элементов микросистемы;
- Экзосистема – общественные структуры, не составляющие ближайшее окружение ребенка, но тем не менее оказывающие на него влияние (например, местные органы управления или производство, на котором работают его родители);
- Макросистема – культуру в целом.
Наиболее значимое влияние на развитие личности ребенка оказывает его непосредственное окружение, т.е. микросистема и мезосистема. А наиболее важным компонентом этих двух систем, в свою очередь, является семья: «Сердцевину мезосистемы составляет семья. Именно от нее в первую очередь зависит, каким вырастет ребенок и какое место в обществе он займет. И действительно, тип семьи, в которой рождается ребенок, может самым серьезным образом повлиять на его ожидания, установки, набор ролей, систему взглядов и взаимоотношения с другими людьми, а также на его когнитивное, эмоциональное, социальное и физическое развитие в течение всего жизненного пути» [5, с.135].
Особая значимость семейной микросреды обусловлена тем, что «самостоятельность ребенка относительна, благополучие и сама жизнь его зависят от заботы и помощи воспитывающих его взрослых людей. Воздействия такого рода, как одобрение и неодобрение, в особенности со стороны родителей, приобретают в данный период детства такую побудительную силу, что служат регулятором поведения и стимулом психического развития» [4, с.241].
При этом развитие личности ребенка в семье как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и нерегулируемого воздействия семейной среды на ребенка. Нерегулируемое воздействие семьи осуществляется, в первую очередь, путем социального научения на основе наблюдения ребенком поведения других членов семьи, непосредственного взаимодействия с ними и их взаимодействия между собой [2; 10].
Т.В.Андреева [2] выделяет следующие основные факторы влияния семьи на психическое развитие ребенка:
- Состав семьи.
- Позиция ребенка в семье – включает в себя его роли в семье, которые могут быть совершенно различны. «Например, ребенок является внуком двух бабушек, сыном своих родителей, состоящих в браке, но сам никому не является братом. … Опыт единственного ребенка в полной семье отличен от опыта ребенка, являющегося одновременно старшим по отношению к брату и младшим по отношению к сестре в материнской семье» [2, с.226]
- Основные воспитатели-социализаторы – те члены семьи, которые оказывают наибольшее влияние на развитие ребенка (как правило, те, кто осуществляет уход за ребенком, и те, кто наиболее авторитетен для него).
- Стиль воспитания в семье.
- Социокультурный уровень семьи.
Рассмотрим влияние перечисленных факторов на развитие ребенка более подробно.