Отношение родителей к ребенку – это сложное многоаспектное явление. В рамках изучения родительского отношения выделяют следующие основные понятия: стиль родительского отношения (стиль воспитания), родительская позиция и родительская установка.
Стиль родительского отношения (или стиль воспитания) – это «обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком» [12, с.89].
Родительская позиция и родительская установка – это составляющие (компоненты) родительского отношения. В понятие «родительская позиция» включают осознаваемые родителями аспекты родительского отношения, а в понятие «родительская установка» — неосознаваемые [12]. На практике в большинстве случаев родительское отношение представляет собой совокупность
В современной психологии и педагогике нет общепринятой точки зрения на основные критерии, которыми необходимо пользоваться при анализе родительского отношения. Наиболее часто выделяют два основных параметра стиля воспитания [5; 6; 12 и др.]:
- Родительская теплота: степень эмоциональной близости, теплоты родителей к ребенку (любовь, принятие, тепло или эмоциональное отвержение, холодность): «Душевная теплота родителей находит свое выражение в том, что они часто улыбаются своим детям, хвалят и поддерживают их, стараются как можно меньше критиковать своих детей, наказывать их и проявлять свое недовольство. Жестокие родители, напротив, критикуют, наказывают, часто отклоняют жалобы и просьбы детей, редко выражают свою любовь или одобрение» [5, с.436].
- Родительский контроль: степень контроля над поведением ребенка (высокая – с большим количеством ограничений, запрещений; низкая – с минимальными запретительными тенденциями): «Родители с выраженными запретительными тенденциями ограничивают право ребенка следовать собственным побуждениям, активно добиваются от детей подчинения правилам и следят за тем, чтобы они полностью выполняли свои обязанности. В противоположность этому, родители, для которых запретительные тенденции не характерны, меньше контролируют детей, предъявляют к ним меньше требований и налагают меньше ограничений на их поведение и выражение ими эмоций» [там же].
Родительская теплота влияет на эффективность воспитания ребенка: чем выше уровень родительской теплоты, тем с большей готовностью дети выполняют требования и просьбы родителей, тем больше подражают им, тем выше уровень психологического благополучия ребенка. Таким образом, родительская теплота оказывает прямое положительное воздействие на психическое развитие ребенка [6].
Воздействие родительского контроля на ребенка менее однозначно. Оптимальным для психического развития ребенка является средний уровень контроля – не слишком низкий и не слишком высокий – на фоне высокого уровня родительской теплоты.
Э.Г.Эйдемиллер [12] выделяет более широкий спектр параметров родительского отношения:
- Уровень протекции – мера занятости родителей воспитанием, оценка того, сколько сил, времени, внимания уделяют родители ребенку;
- Полнота удовлетворения потребностей ребенка (материально-бытовых и духовных);
- Степень предъявления требований – количество и качество обязанностей ребенка;
- Степень запретов – мера самостоятельности ребенка, возможность самому выбирать способ поведения;
- Строгость санкций – приверженность родителей к наказаниям как приему воспитания;
- Устойчивость стиля воспитания – выраженность колебаний, резкости смены приемов воспитания.
А.И.Захаров [12], изучая нарушения родительского отношения и его влияния на развитие неврозов у детей, разработал следующую классификацию параметров родительского отношения:
- Интенсивность эмоционального контакта родителей по отношению к детям: гиперопека, опека, принятие, непринятие.
- Параметр контроля: разрешительный, допускающий, ситуативный, ограничительный.
- Последовательность – непоследовательность.
- Аффективная устойчивость – неустойчивость.
- Тревожность – нетревожность.
По мнению Захарова, «различные сочетания этих параметров воспитания соотносятся с различными видами неврозов у детей. Например, ограничительство, аффективная неустойчивость со стороны родителей приводят к развитию у ребенка невроза страха. Сверхпринятие, «разрешительство», непоследовательность – к развитию истерического невроза. Выраженное ограничительство – к неврозу навязчивых состояний» [12, с.89-90].
Исходя из двух основных параметров родительского отношения (родительского контроля и родительской теплоты) и их сочетаний выделяют четыре основных типа родительского отношения (таблица 1).
Таблица 1
Типы родительского отношения на основании двух параметров [6]
Высокий уровень принятия | Низкий уровень принятия | |
Высокий уровень контроля | Авторитетный | Авторитарный |
Низкий уровень контроля | Либеральный | Отвергающе-пренебрегающий (индифферентный) |
Авторитетный тип родительского отношения характеризуется высоким уровнем и родительского принятия (теплым отношением родителя к ребенку), и родительского контроля (требовательностью родителей по отношению к ребенку). При таком типе отношения родители признают и поощряют растущую самостоятельность своих детей; открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах [5].
Авторитетный стиль воспитания считается оптимальным для психического развития ребенка. Дети авторитетных родителей обладают наиболее высоким уровнем эмоционального благополучия, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой [2].
Авторитарный тип характеризуется низким уровнем принятия (холодным отношением родителя к ребенку) и высоким уровнем контроля (требовательностью родителей по отношению к ребенку). При таком стиле воспитания родители отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены; закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них [5].
Дети авторитарных родителей замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны; девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными [2].
Либеральный тип характеризуется высоким уровнем принятия (теплым отношением родителя к ребенку) и низким уровнем контроля (снисходительностью родителей по отношению к ребенку). Такие родители, безусловно любящие своего ребенка, слабо или совсем не регламентируют его поведение; они открыты для общения с детьми, однако доминирующее направление коммуникации – от ребенка к родителям; детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей; родители не устанавливают каких-либо ограничений [5].
Дети либеральных родителей склонны потакать своим слабостям, импульсивны и часто не умеют вести себя на людях. В некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми [2].
Отвергающе-пренебрегающий (индифферентный) тип характеризуется низким уровнем как родительского принятия (холодным отношением родителя к ребенку), так и родительского контроля (снисходительсностью родителей по отношению к ребенку). Такие родители безразличны к собственным детям и не устанавливают для них никаких ограничений.
Если безразличие индифферентных родителей сочетается с враждебностью по отношению к детям, то ребенка таких родителей ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному поведению [2].
А.В.Петровский выделяет следующие тактики семейного воспитания [2]:
- Диктат – тактика семейного воспитания, при которой одни члены семьи подавляют чувство собственного достоинства, самостоятельность и инициативу других. Требовательность при такой тактике выступает как грубое давление, принуждение. Причем «тираном» может быть не только родитель, но и ребенок.
- Опека – забота, ограждение от трудностей, ласковое участие родителей в жизнедеятельности ребенка. Ограждая ребенка от решения каких-либо вопросов, от усилий и ответственности, родители препятствуют развитию у него самостоятельности и инициативы. Ребенок вырастает вялым и безразличным и оказывается не готовым к взрослой жизни, к встрече «лицом к лицу» с реальной действительностью за порогом дома.
- Конфронтация – постоянное противостояние между поколениями, сопровождающееся раздражительностью, склонностью и утрировать недостатки друг друга, злорадством по поводу неудач, происходящих у «противоположной стороны». В таких случаях «окончательная расплата нередко приходит только через много лет, когда дряхлеющие и беспомощные родители в свою очередь будут вынуждены подчиниться «морали послушания», которые сумеют преподнести им вошедшие в силу и сохранившие бойцовские качества дети» [2, с.296].
- Мирное сосуществование с позиции невмешательства – обособленность и нейтралитет в отношениях между родителями и детьми. У каждого своя сфера: свои дела, проблемы, свои трудности и успехи. Такого рода пассивность родителей в реализации воспитательных функций приводит к тому, что ребенок вырастает индивидуалистом и не принимает участия в семейной жизни даже в критические моменты (такие как болезни, беды, трудности у других членов семьи).
- Сотрудничество – оптимальная тактика воспитания, предполагающая выработку единых взглядов и ценностей членов семьи, справедливость в отношениях между ними, учет потребностей и интересов всех членов семьи, доброту, ласку и снисходительность без перебора.
А.Е.Личко выделяет следующие типы неправильного семейного воспитания в связи с их влиянием на формирование акцентуаций характера у подростков [2; 10; 12]:
- Гипопротекция – недостаток опеки и контроля, интереса родителей к делам, волнениям и увлечениям ребенка; в крайней форме – безнадзорность и заброшенность детей. Гипопротекция может осуществляться в скрытой форме, когда контроль над поведением ребенка является формальным, когда отсутствует искренний интерес родителей к ребенку. В итоге ребенок обучается «обходить» формальный контроль и жить своей жизнью.
- Потворствующая гипопротекция – недостаток родительского надзора сочетается с некритичным отношением к нарушениям поведения у подростка. Родители пренебрегают сигналами со стороны о его дурном поведении, негодуют по поводу общественных порицаний, стремятся оправдать его поступки, перевалить вину на других. Они выгораживают своего ребенка, любыми средствами стараются освободить от заслуженных наказаний. Такой тип воспитания приводит к развитию у ребенка асоциального поведения, ребенок не признает авторитета взрослых, кроме грубой силы.
- Доминирующая гиперпротекция – чрезмерная опека, мелочный контроль над каждым шагом ребенка, система постоянных запретов и неусыпного бдительного наблюдения за ним. Гиперпротекция не дает ребенку возможности принимать собственные решения, не приучает к самостоятельности, подавляет чувства ответственности и долга. В этом случае ребенок растет несамостоятельным, нерешительным, безынициативным.
- Потворствующая гиперпротекция («кумир семьи») – чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей, от неприятных обязанностей. Родители чрезмерно усердствуют в удовлетворении его потребностей, стремятся предвосхитить любые его желания и идут у него на поводу. Ребенок не знает запретов и ограничений. При этом родители восхищаются мнимыми талантами, преувеличивают действительные способности ребенка. Потворствующая гиперпротекция мешает выработке навыков систематического труда, упорства в достижении цели, умения постоять за себя. В таких семьях ребенок стремится во всем превосходить других, хотя зачастую не обладает для этого необходимыми ресурсами. Отсюда закономерно вытекают эгоизм и неумение учитывать интересы других, приводящие к проблемам в общении с людьми.
- Эмоциональной отвержение – восприятие родителями ребенка как тягостной обузы, сопровождающееся игнорированием потребностей ребенка и жестоким обращением с ним. При таком стиле воспитания «у детей наблюдается сдержанность экспрессии, высокий уровень развития эмоциональной регуляции и повышенная чувствительность к эмоциям других людей. Однако такая, якобы благополучная, ситуация, объясняется тем, что в условиях эмоционального отвержения ребенок вынужден отслеживать настроение родителей и сдерживать свои чувства, чтобы не навлечь на себя гнев родителей» [2, с.301-302]. Эмоциональное отвержение может быть скрытым и неосознаваемым самими родителями, родители могут даже внешне проявлять утрированные знаки внимания, однако ребенок чувствует недостаток искреннего эмоционального тепла. В результате душевное здоровье ребенка оказывается подорвано до конца его жизни.
- Условия жестоких взаимоотношений – обычно сочетаются с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться как открыто – расправами над ребенком, так и полным пренебрежением интересами ребенка, когда он может рассчитывать только на себя, не ожидая участия от взрослых.
- Условия повышенной моральной ответственности (гиперсоциализация) – родители питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, нередко рассчитывая, что он воплотит в жизнь их собственные несбыточные мечты. Другой вариант – на малолетнего подростка возлагаются недетские заботы о благополучии младших и беспомощных членов семьи без учета его собственных потребностей. В любом случае при данном типе воспитания отношение родителей предполагают повышенные требования к ребенку, которые не соответствуют его возрасту и возможностям. Ребенок вырастает чрезмерно тревожным и даже во взрослой жизни для него оказываются характерны эмоциональные нарушения.
- Симбиоз – чрезмерная эмоциональная близость матери и ребенка. Приводит к нарушениям эмоционального развития ребенка, к его неспособности осознать собственные эмоции, отделить, обособить их от эмоций матери.
- Воспитание «в культе болезни» – болезнь ребенка, даже незначительное недомогание, предоставляет ребенку особые права и ставит его в центр внимания семьи. Культивируется эгоцентризм и рентные установки.
- Противоречивое воспитание – тип воспитания, при котором различные члены семьи предъявляют к ребенку неодинаковые, противоречивые требования и/или придерживаются различных стилей воспитания. В результате у ребенка формируется приспособленчество и эмоциональные нарушения.
Таким образом, существует множество стилей воспитания, неблагоприятно сказывающихся на развитии ребенка, и малое число стилей воспитания, оказывающих на развитие личности ребенка благоприятное воздействие. Ошибки, допущенные родителями в процессе воспитания ребенка, влекут за собой различные нарушения развития и душевного здоровья ребенка. Поэтому воспитание ребенка в семье требует от родителей высокой педагогической грамотности, большого внимания и усилий.
Далее: Влияние социокультурного уровня семьи на развитие ребенка