Социальная перцепция и ВЧЧ
Содержание перцептивной стороны общения конкретизируется в понятии социальной перцепции. Социальная перцепция – это восприятие, оценка и понимание социальными субъектами (личностями или группами) социальных объектов (самих себя, других личностей, групп, социальных явлений и т.д.).
Одной из разновидностей социальной перцепции является восприятие человека человеком (ВЧЧ). Восприятие людьми друг друга включает:
- Восприятие внешних признаков партнера по общению;
- Соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого человека;
- Интерпретацию на этой основе его поступков и достижений, причин его поведения;
- Формирование представления о тех отношениях, которые связывают субъект и объект восприятия.
Восприятие внешних признаков партнера по общению
- Физический облик (тип телосложения, рост, цвет волос и т.д.) – позволяет определить национальность, возраст, пол и другие общие характеристики.
- Экспрессивные движения (мимика, жесты, позы, походка) – отражают эмоциональное состояние человека и некоторые свойства личности. Например, скорость походки позволяет сделать вывод о типе темперамента и т.п.
- Оформление внешности (одежда, украшения, макияж, прическа) – говорит об уровне развития эстетических потребностей, о личностных свойствах и мотивах человека. Например, яркая и необычная одежда говорит о стремлении человека быть в центре внимания.
Соотнесение внешних признаков с личностными характеристиками и интерпретация поведения
Соотнесение внешних признаков с личностными характеристиками воспринимаемого человека и интерпретация на этой основе его поступков и достижений, причин его поведения происходит при помощи двух основных механизмов:
- Атрибуция – приписывание партнеру по общению каких-либо качеств на основе восприятия. В том числе каузальная атрибуция – приписывание причин поведения.
- Стереотипизация – приписывание воспринимаемому человеку набора качеств на основе отнесения его к определенному классу. Стереотип – это обобщенный и устойчивый образ целого класса людей, основанный на общественном или личном опыте. Стереотипы продолжают действовать даже тогда, когда в ходе общения доказана их несостоятельность.
Кроме атрибуции и стереотипизации, в формировании представления о другом человеке в процессе его восприятия участвуют следующие механизмы:
- Идентификация – уподобление, отождествление себя с другим, лежащее в основе эмпатии – вчувствования во внутренний мир другого человека;
- Рефлексия – самоанализ и анализ поступков, действий, слов другого человека, а также анализ обратной связи, т.е. того, как воспринимаемый оценивает воспринимающего.
Формирование эмоционального отношения
Формирование эмоционального отношения к партнеру по общению зависит от следующих факторов:
- Свойства объекта восприятия (воспринимаемого человека), его имидж:
- внешняя привлекательность,
- социально-психологические качества (уровень образования, социальный статус и т.д.),
- манера поведения;
- Свойства субъекта восприятия (воспринимающего человека):
- самооценка (люди с низкой самооценкой склонны отрицательно относиться к окружающим, с высокой – положительно),
- интеллект (люди с низким интеллектом склонны положительно относиться к окружающим),
- состояние субъекта восприятия (чем хуже состояние, тем выше склонность к отрицательному отношению к окружающим);
- Соотношение свойств субъекта и объекта восприятия (зависит от содержания конкретных личностных качеств):
- Принцип сходства: людям нравятся партнеры по общению, похожие на них самих, особенно по ценностям, уровню образования, социальному статусу.
- Принцип различия: действует по некоторым свойствам личности, например, властному человеку будет нравится податливый, и наоборот.
- Характер взаимодействия. Симпатия возникает в ответ на положительное отношение партнера по общению, т.е. симпатии способствует сотрудничество и препятствует соперничество.