Возрастные особенности внимания
Дошкольный возраст. Непроизвольное внимание является врожденным и присутствует у ребенка уже в первые месяцы жизни (безусловный ориентировочный рефлекс). С 3-5 месяцев в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности развивается восприятие ребенка (предметность и константность), что закладывает основы развития свойств внимания. С 1-2-х лет по мере развития речи ребенка (ребенок понимает речь взрослых) взрослые начинают управлять вниманием ребенка, и у ребенка закладываются основы произвольного внимания. С 3-х лет по мере развития собственной речи у ребенка совершенствуются концентрация и устойчивость внимания. В 4-6 лет впервые появляются элементарные формы произвольного внимания: внимание управляется уже самоинструкцией, а не инструкцией взрослых. Однако на протяжении всего дошкольного возраста непроизвольное внимание является ведущим видом внимания ребенка.
Младший школьный возраст. В младшем школьном возрасте в связи с обучением ребенка в школе его произвольное внимание развивается наиболее активно. Непроизвольное внимание все еще является ведущим, но к концу младшего школьного возраста произвольное внимание уже не уступает непроизвольному. В связи с тем, что нервная система еще развивается, нервные процессы слабы и неуравновешенны, в младшем школьном возрасте внимание отличается низкой концентрацией и устойчивостью.
Подростковый возраст. В связи с развитием произвольного внимания в подростковом возрасте осуществляется прогрессивное развитие всех свойств внимания. Внимание подростка достигает зрелого состояния.
Упражнения на развитие внимания
Внимание тренируется в любых упражнениях и играх детей, где оно задействовано. Во многих распространенных играх и развлечениях дошкольников и школьников осуществляется развитие внимания (например, игра: «Съедобное – несъедобное», в журналах для дошкольников задания из серии «найди 10 отличий»).
Пример упражнения на развитие внимания дошкольников. Дети маршируют под музыку свободно, у кого как получается. В ходе марширования руководитель игры произвольно, с разными интервалами и вперемешку дает команды. Дети реализуют движение в соответствии с командой.
Команда | Движение |
---|---|
«Зайчики!» | Дети прыгают, имитируя движение зайца |
«Лошадки!» | Дети ударяют ногой об пол, как будто лошадь бьет копытом |
«Раки!» | Дети пятятся, как раки (спиной) |
«Птицы!» | Дети бегают, раскинув руки (имитация полета птицы) |
«Аист!» | Стоять на одной ноге |
«Лягушка!» | Присесть и скакать вприсядку |
«Собачки!» | Дети сгибают руки (имитация движения — «собака служит») и лают |
«Курочки!» | Дети ходят, «ищут зерна» на полу и произносят звуки «ко-ко-ко!» |
«Коровки!» | Дети встают на руки и ноги (4 ноги у коровы) и произносят «му-у-у!» |
Пример упражнения на развитие внимания школьников. Игрокам необходимо считать вслух от 1 до 31, но не называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…».