Развитие волевой сферы личности
На разных этапах онтогенеза (индивидуального развития) существуют следующие закономерности развития воли:
- Период раннего детства (до 3-х лет) – воля развивается под влиянием развития восприятия и речи: ребенок постепенно приобретает способность представить цель, не имея ее в поле зрения. Понимание речи взрослых закладывает начало формирования адекватных реакций на «нельзя» и «надо».
- Кризис 3-х лет порождает яркие проявления воли, обусловленные потребностью в самостоятельности: упрямство, негативизм, своеволие.
- Дошкольный возраст – основная роль в развитии воли принадлежит игровой деятельности, которая приводит к мобилизации волевых усилий. Способность к выдержке возрастает в 3 раза. Появляется настойчивость.
- Младший школьный возраст – появляется дисциплинированность, связанная с усвоением норм и правил школьной жизни и стремлением заслужить похвалу и одобрение учителя.
- Начало подросткового периода – в связи с физиологическими изменениями в организме, резким преобладанием силы процесса возбуждения над силой торможения, обусловливающим трудности в подавлении эмоций и желаний, поведение подростка становится импульсивным, страдает выдержка.
- Вторая половина подросткового периода – большое значение приобретают моральные нормы, чувство долга, в связи с чем развиваются настойчивость и ответственность. Основным механизмом развития воли становится самостимуляция (на всех предыдущих стадиях более актуальна стимуляция извне).
Воспитание воли
Основные принципы воспитания воли:
- Систематическое предъявление к ребенку определенных посильных требований;
- Строгий контроль над выполнением этих требований;
- Поощрение ребенка за исполнительность;
- Учет возрастных особенностей ребенка: включение элементов игры и соревнования в процесс выполнения требований взрослого.