Понятие мышления
Мышление – это высший познавательный психический процесс, заключающийся в познании человеком окружающей действительности на основе отражения этой действительности в ее многообразных связях и отношениях.
Мышление выступает одновременно как процесс и как деятельность.
Мышление как процесс включает следующие этапы: осознание проблемной ситуации, построение гипотезы о решении данной проблемной ситуации, критическая проверка этой гипотезы и формирование суждения по вопросу решения проблемной ситуации.
Мышление как деятельность имеет мотив, цель, предмет, средства и условия, прямой продукт и побочный продукт. Мотивом мыслительной деятельности является устранение дискомфорта, вызванного наличием проблемной ситуации, целью мыслительной деятельности соответственно является разрешение проблемной ситуации. Предмет мышления – проблемная ситуация. К средствам мыслительной деятельности относятся умственные операции. Прямым продуктом мышления является суждение относительно решения данной конкретной проблемной ситуации в настоящий момент времени, побочным – суждение относительно решения подобных проблемных ситуаций в будущем.
Виды мышления
Наиболее распространенной в отечественной психологии является следующая классификация видов мышления:
- Теоретическое мышление – это мышление, отвлеченное от конкретных наглядных данных, направленное на раскрытие закономерностей своего предмета.
- Теоретическое понятийное (словесно-логическое) мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями, суждениями и умозаключениями. Понятие – это отражение общих и существенных признаков того или иного предмета или явления. На основе понятий формируются суждения, отражающие взаимосвязи различных понятий. Умозаключение, в свою очередь, выводится из нескольких суждений, отражая связи и отношения между ними (например, научная литература).
- Теоретическое образное мышление – вид мышления, оперирующий образами памяти или воображения (например, художественная литература).
- Практическое мышление – это мышление, опирающееся на конкретные наглядные данные и направленное на разрешение практических задач.
- Наглядно-действенное мышление – это вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.
- Наглядно-образное мышление – это вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.
Различают также интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.
Для различения интуитивного и аналитического мышления обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернутого времени имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.
Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое мышление связано с реализацией желаний человека. Иногда используется термин эгоцентрическое мышление: оно характеризуется прежде всего невозможностью принять точку зрения другого человека.
Рразличение продуктивного и репродуктивного мышления основано на степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта.
Формы мышления
Формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение.
- Понятие – это отражение общих и существенных признаков того или иного предмета или явления.
- На основе понятий формируются суждения, отражающие взаимосвязи различных понятий.
- Умозаключение, в свою очередь, выводится из нескольких суждений, отражая связи и отношения между ними.
Мыслительные (умственные) операции
Мышление осуществляется при помощи мыслительных (умственных) операций. К ним относятся обобщение, сравнение, анализ, синтез, абстракция, конкретизация, индукция и дедукция.
- Обобщение – это объединение существенных признаков и сопоставление их с определенной группой предметов или явлений.
- Сравнение представляет собой установление сходств и различий между двумя или несколькими предметами или явлениями.
- На основе операций сравнения и обобщения может осуществляться классификация предметов или явлений, т.е. отнесение групп предметов или явлений, сходных по своим существенным свойствам, к определенным категориям.
- Анализ и синтез – это два противоположных процесса: анализ предполагает разделение предмета или явления на отдельные составляющие, синтез – наоборот, соединение отдельных частей в единое целое.
- Абстракция и конкретизация также являются противоположными процессами, и если абстракция – это отвлечение от конкретных свойств предмета или явления для выделения его наиболее значимого признака, то конкретизация – это выделение единичного свойства, соответствующего какому-либо общему положению.
- Индукция и дедукция вновь связаны противоположными отношениями: индукция представляет собой переход от частного случая к положению, являющемуся общим для нескольких частных случаев, дедукция – распространение общего положения на частный случай.
Основные индивидуальные особенности мышления
- Скорость протекания мыслительных процессов. Зависит от подвижности нервных процессов (у холериков и сангвиников быстрее, у флегматиков и меланхоликов медленнее).
- Уровень развития мышления – зависит от общих способностей: связан с интеллектом и определяется коэффициентом интеллектуальности.
- Тип мышления – определяется доминирующим видом мышления.