Понятие способностей
Способности – это индивидуальные свойства личности, обусловливающие успешность выполняемой человеком деятельности (Теплов).
Общая характеристика способностей
- Способности – это индивидуальные свойства личности. У разных людей способности различаются.
- Способности обусловливают успешность выполнения деятельности. Но успешность выполнения деятельности определяют не только способности, но также мотивация и черты характера, такие как трудолюбие.
- Способности определяют легкость и скорость формирования знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения деятельности.
- Способности характеризуются такой чертой, как помехоустойчивость, т.е. способности проявляются вопреки неблагоприятным обстоятельствам.
- Способности связаны с интересами и мотивами личности.
- Большинство способностей проявляются в раннем онтогенезе.
Природа (происхождение) способностей
Способности не определяются однозначно ни наследственностью, ни обучением. Однако нельзя отрицать неравенство людей от рождения по данному критерию. Поэтому способности, в первую очередь, носят биологически обусловленный характер, определяемый связью способностей с задатками.
Задатки – это природные предпосылки возникновения и развития способностей. Это анатомо-функциональные особенности организма человека (строения и функционирования головного мозга, органов чувств и органов движения).
Задатки не определяют развитие способностей. Для развития способностей кроме задатков необходимы определенные условия обучения и воспитания.
Виды способностей
Способности делятся на две большие группы:
- Общие способности – способности, от которых зависит успешность выполнения любого вида деятельности. К общим способностям относятся (по Дружинину):
- Обучаемость – способность к усвоению нового;
- Интеллект – способность к применению усвоенного;
- Креативность (способность к творчеству) – способность к преобразованию старых и открытию новых знаний.
- Специальные способности – способности, от которых зависит успешность выполнения конкретного вида деятельности. Разновидностей специальных способностей столько же, сколько видов деятельности.
В основе каждого вида способностей лежит мотив: в основе обучаемости – познавательный, в основе интеллекта – адаптации и достижения, в основе креативности – самоактуализации.
Структура интеллекта
В современной психологии нет однозначного ответа на вопрос о структуре интеллекта. Из существующих моделей наиболее общими являются следующие:
- Двухфакторная модель Спирмена, включающая общий (генеральный) фактор интеллекта G и специфические (вспомогательные) факторы S – вербальный, числовой и пространственный. Сущность фактора G неизвестна.
- Модель Векслера, включающая общий, вербальный и невербальный факторы интеллекта.
Свойства креативности
- Преобладание бессознательного начала над сознательным в творческом процессе. Творческий процесс связан с особыми состояниями сознания (сон, алкогольное или наркотическое опьянение и т.п.).
- Неконтролируемость творческой деятельности при помощи сознания.
- Разноуровневость – замысел и окончательное решение осуществляются на сознательном уровне, гипотезы, идеи и способы – на интуитивном (структурно-уровневая модель творческого процесса Пономарева).
Исследования креативности ведутся в двух направлениях: изучаются интеллектуальные и личностные корреляты творчества, в том числе связь творчества и патологии. Ни на один вопрос однозначного ответа нет.
Уровни способностей
Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Кроме того, различают следующие уровни способности (другая классификация):
- Одаренность – врожденная склонность к успешному выполнению определенной деятельности. Одаренным называют человека, который имеет хорошие задатки к данному виду деятельности.
- Талант – высокий уровень способностей человека к определенной деятельности. Характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто.
- Гениальность – высочайший уровень способностей человека. Предполагает способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути, а не только достигать высоких точек на уже проторенных дорогах.