Дошкольный возраст охватывает период развития ребенка от 3 до 6-7 лет.
Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте
Социальная ситуация развития дошкольника характеризуется существенным расширением спектра межличностных отношений, которые на предшествующем этапе развития – в раннем возрасте – сводились преимущественно к узкому семейному кругу. Дошкольник, сохраняя в качестве наиболее значимых отношения с родителями и другими членами своей семьи, начинает активно осваивать сферу общения со сверстниками, а поступив в дошкольное учреждение, включается и во взаимоотношения с воспитателем как социальным взрослым, выполняющим особые функции и предъявляющим особые, новые для ребенка требования. Однако изменения социальной ситуации развития в этом возрасте не ограничиваются только расширением сферы взаимоотношений: вместе с познавательным и личностным развитием дошкольника происходит и качественное изменение его прежних связей – перестраиваются детско-родительские отношения, иное психологические содержание приобретает и взаимодействие с другими членами семьи. Дошкольнику становятся доступными более глубокие формы общения с людьми.
Ведущая деятельность дошкольного возраста
Принципиально иной по сравнению с ранним детством у дошкольника становится и сфера деятельности. На протяжении дошкольного возраста ребенок осваивает такие сложные виды деятельности, как сюжетно-ролевая игра (ведущая деятельность этого возраста), рисование, конструирование, восприятие сказки и многие другие виды активности. Продолжает интенсивно развиваться и деятельность общения: дополнительно к ситуативно-личностной и ситуативно-деловой формам общения ребенка со взрослым дошкольник осваивает две новые, более сложные формы общения – внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное, а также взаимодействие со сверстниками.
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая деятельность.
Психические новообразования дошкольного возраста
В рамках значимых взаимоотношений, пронизывающих все формы деятельности ребенка, у дошкольников постепенно складывается целая система новообразований. В этот возрастной период в психологии ребенка происходят существенные преобразования, которые затрагивают все основные психологические свойства – эмоциональные, интеллектуальные и волевые.
Одним из наиболее важных аспектов психического развития детей дошкольного возраста является формирование реального и идеального образов «Я» как компонентов самоотношения. Основанием для формирования данных образов в сознании ребенка являются, прежде всего, оценочные суждения взрослых, которые накладывают отпечаток на самооценку ребенка на всю его дальнейшую жизнь. Многие авторы считают, что к концу дошкольного возраста полностью закладывается фундамент личности человека.
Эмоциональная зависимость от оценок взрослых обусловливает ярко выраженное в старшем дошкольном возрасте стремление получить одобрение и похвалу, что отражается на особенностях всей мотивационной сферы личности ребенка. Иерархия мотивов детей 5-7 лет обнаруживает преобладание общественно значимых мотивов над личностными. Поэтому особенности взаимодействия ребенка данного возраста с окружающими людьми так же определяют многие аспекты дальнейшей социализации его личности.
Обусловленная стремлением дошкольника к одобрению со стороны взрослых интериоризация общественно значимых мотивов, в свою очередь, приводит к формированию высших чувств в эмоциональной сфере личности ребенка. Именно на данном возрастном этапе формируются моральные (чувство гордости, стыда, дружбы), эстетические (чувство прекрасного, чувство героического) и интеллектуальные (любопытство, любознательность, удивление) чувства.
Отступление от личных мотивов в пользу социально одобряемых отражается и на развитии волевой сферы личности дошкольника. Чтобы достичь похвалы, ребенку зачастую становится необходимым посредством волевого усилия отказываться от тех непосредственных поведенческих реакций, которые не являются социально одобряемыми. Таким путем у старшего дошкольника формируются произвольность поведения и волевые качества личности.
Главным новообразованием дошкольного возраста является формирование системы свойств, называемой комплексом готовности к школьному обучению.
Вновь сформированные особенности личности старшего дошкольника, как правило, приводят к зарождению описанного Л.С. Выготским кризиса семи лет – кризиса потери детской непосредственности.
Роль игры в развитии ребенка
Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Включение ребенка в игровую деятельность обеспечивает возможность овладения общественным опытом, а также когнитивное, личностное и нравственное развитие ребенка. Особое значение имеет ролевая игра, в процессе которой ребенок принимает на себя роли взрослых и действует с предметами в соответствии с приписанными значениями. Механизм усвоения социальных ролей через ролевые игры обеспечивает возможность социализации личности.
В связи с высокой скоростью развития речи и, в том числе, обогащения словарного запаса одним из основных видов активности ребенка также является общение со сверстниками. На этом основании формируются такие качества личности ребенка, как умение договариваться с другими и учитывать их интересы, т.е. социальные навыки. В процессе общения со сверстниками и в совместных с ними играх дошкольник также продолжает развивать в себе способность сдерживать собственные эмоциональные порывы, т.е. происходит укрепление волевых качеств.
Преимущественно в играх и общении в данном возрасте реализуется врожденная познавательная потребность дошкольника. При этом наглядно-действенное мышление уже не является доминирующим, уступая наглядно-образному мышлению с элементами абстрактного.
Факторы, влияющие на психическое развитие дошкольника
На психическое развитие каждого ребенка оказывают значительное влияние биологические и социальные факторы, являющиеся индивидуальными и неодинаковые у разных детей. К биологическим факторам развития, прежде всего, относится генотип, к социальным – стиль родительского воспитания, семейная среда, особенности группы детского дошкольного учреждения, культурная среда и т.п. Поэтому в каждом индивидуальном случае необходимо учитывать, что психологическая норма развития во всех аспектах имеет большой диапазон.