Понятие личности
На данном историческом этапе в психологии не существует однозначного и общепринятого определения личности. Наиболее распространенным является представление, вытекающее из разграничения индивида, личности и индивидуальности:
- Индивид – человек как биологическое существо;
- Личность – человек как социальное существо;
- Индивидуальность – человек как уникальное существо. Понятие индивидуальности подчеркивает своеобразие каждого конкретного человека.
Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие «индивид» как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие «личность» как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и доведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).
Концепции структуры личности в отечественной психологии
- Концепция Рубинштейна: личность состоит из следующих четырех компонентов:
- Направленность – мотивационно-ценностная сфера личности, включающая глубокие, устойчивые и относительно независимые от наличной ситуации потребности, мотивы и цели, а также базирующиеся на них ценностные ориентации, убеждения и склонности, в совокупности составляющие мировоззрение человека. Направленность определяет избирательность всех форм активности человека.
- Характер – совокупность индивидуальных свойств личности, обусловленных ее отношениями к миру и к самому себе и проявляющихся в типичных для данного человека формах поведения.
- Темперамент – совокупность формально-динамических свойств личности.
- Способности – индивидуальные свойства личности, обусловливающие успешность выполняемой человеком деятельности.
- Концепция Платонова: личность состоит из следующих компонентов, которые могут быть рассмотрены как уровни:
- Направленность (влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение) – высший уровень структуры личности. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.
- Индивидуальный социальный опыт (приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки) – формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер.
- Индивидуальные особенности психических процессов (индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей) – зависят как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.
- Биологически обусловленные свойства личности (темперамент, половые и возрастные особенности) – низший уровень структуры личности.
- Концепция Ананьева
Характер Социальный статус Социальные роли Направленность Особенности социального поведения Характер коммуникаций и отношений с другими людьми Темперамент
Концепции структуры личности в зарубежной психологии
- Психоанализ: личность состоит из трех компонентов:
- Ид (Оно) – врожденное бессознательное. Ид – бессознательная часть психики, совокупность биологических врожденных инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных. Будучи бессознательным и иррациональным, Ид подчиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека.
- Эго (Я) – сознание. Второй принцип поведения – гомеостаз – тенденция к сохранению примерного внутреннего равновесия. Уровень Эго сознания находится в состоянии постоянного конфликта с Ид, подавляет врожденные влечения. На Эго воздействуют три силы: Ид, Супер-Эго и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. Эго старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу реальности.
- Супер-Эго (Сверх-Я) – приобретенное бессознательное. Супер-Эго служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести.
- Бихевиоризм: личность составляют:
- Врожденные инстинкты, основанные на безусловных рефлексах;
- Приобретенные в процессе научения формы поведения, основанные на условных рефлексах (закрепленные по принципу удовольствие впечатывает, боль стирает).
- Гуманистическая теория личности Маслоу:
- Физиологические потребности;
- Потребность в защите и безопасности;
- Потребность в социальных связях;
- Потребность в уважении и самоуважении;
- Потребность в самоактуализации.
- Ролевая теория личности (некоторые авторы): Личность – это совокупность исполняемых ею ролей.