Определение понятия наблюдения
Наблюдение – это научно целенаправленное, организованное, фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Научное наблюдение отличается от житейского наблюдения научной организацией (теоретическое обоснование, наличие четких целей и задач, схемы и способы фиксации наблюдаемого).
Метод наблюдения относится к эмпирическим методам психологии (методам сбора психологических данных) наряду с методами опроса и психометрическими методами.
Объект и предмет наблюдения
Объектом наблюдения являются отдельные лица в различных ситуациях социального взаимодействия либо большие и малые группы, общности.
Предметом наблюдения выступают вербальные и невербальные акты поведения отдельного человека, группы или нескольких групп в определенной социальной среде и ситуации:
- речевые акты, их содержание, последовательность, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности семантики, лексики, грамматики, фонетики, синхронизация;
- выразительные движения, экспрессия лица, глаз, тела, звуков;
- движение, перемещения и неподвижные состояния людей, дистанция между ними, скорость и направление движения, соприкосновения;
- физическое воздействие: касание, толчки, удары, поддержка, совместные усилия, передача, отнятие, задержка;
- сочетание перечисленных признаков.
Объективное наблюдение направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание. Здесь внешняя сторона деятельности и поведения — лишь исходный материал наблюдения, который должен получить свою психологическую интерпретацию и быть осмыслен в рамках определенной теории.
Классификации видов наблюдения
Существует несколько классификаций видов метода наблюдения в зависимости от:
- степени формализованности — контролируемое и неконтролируемое;
- степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации — включенное и невключенное (при включенном наблюдении страдает объективность);
- условий организации — открытое и скрытое (при открытом наблюдении люди ведут себя неестественно);
- места проведения — полевое и лабораторное;
- регулярности проведения — систематическое и случайное;
- констатирующее и оценочное;
- сплошное и выборочное (при выборочном наблюдении фиксируется поведение одного человека);
- наблюдение и самонаблюдение.
Самонаблюдение, в свою очередь, может быть непосредственным (самоотчет) и опосредованным (анализ дневников, писем, автобиографий). Достоинством самонаблюдения является возможность получить информацию, недоступную другим методам исследования.
Требования к проведению наблюдения и его эффективность
Для того, чтобы наблюдение было эффективным, оно должно отвечать ряду требований:
- оно должно быть избирательным, т.е. исходить из четко поставленной цели, выделять определенный аспект изучаемого объекта;
- оно должно быть плановым и систематическим, т.е. строиться на основе определенного плана и проводиться на протяжении определенного времени;
- важно как можно подробнее зафиксировать наблюдаемое явление, т.е. необходима полнота наблюдения;
- в обязательном порядке необходимо определять ситуации наблюдения, выделять единицы и признаки наблюдения, а также способы их фиксации.
Для максимального учета всех этих требований, как правило, составляется программа наблюдения, которая в формализованном виде включает в себя следующие пункты: цели и задачи наблюдения, объект наблюдения, предмет, способ и вид наблюдения, наблюдаемые ситуации, единицы наблюдения, инструментарий наблюдения.
Эффективность наблюдения существенно зависит от значимости данной ситуации для личности наблюдателя. Повышение эффективности наблюдения возможно при наличии отказа от преждевременных оценок и обобщений, многократности наблюдения, подкрепление другими методами, наличия специального оборудования (например, зеркала обратного видения).
Типичные ошибки наблюдателя:
- Эффект снисхождения – наблюдатель не решается поставить отрицательную оценку;
- Эффект центральной тенденции – тенденции ставить средние оценки;
- Логические ошибки (речистый оценивается как умный и т.п.);
- Галоэффект – выделив яркую черту, наблюдатель изменяет оценки всех других качеств.
Преимущества и недостатки метода наблюдения
Преимуществами метода наблюдения являются:
- непосредственное восприятие и фиксация признаков в реальном времени;
- оперативность получения информации;
- объективность и конкретность данных;
- более точное измерение степени интенсивности актов или способов поведения;
- возможность проверки опосредованных способов получения информации (анкет и опросников);
- снятие влияния установок на стереотипность ответов вопросников и соответствующих форм психологической защиты;
- возможность целостной оценки социальной ситуации.
К числу недостатков метода наблюдения следует отнести:
- ограниченные возможности наблюдения (не все ситуации можно найти в жизни и создать соответствующие условия);
- сильное влияние установок и психических состояний наблюдателя;
- перцептивная готовность на подтверждение своей гипотезы;
- возможность утомления исследователя вследствие монотонии;
- влияние исследователя и наблюдаемых им лиц друг на друга;
- трудности интерпретации вследствие каузально-атрибутивных искажений;
- значительные затраты времени;
- поведение наблюдаемых не всегда или не всегда однозначно связано с теми психическими явлениями, которые изучаются;
- ошибки личностного и психологического происхождения:
- а) «гало-эффект», основывающийся на обобщенном впечатление наблюдателя, тенденции к оценке ситуации в «черно-белых красках»;
- б) «эффект снисхождения», который состоит в тенденции давать слишком положительную оценку происходящему под влиянием действительно положительной, но частной черты;
- в) «ошибка центральной тенденции», которая заключается в стремление усреднять оценки наблюдаемых процессов, т.к. крайние признаки поведения встречаются реже;
- г) логическая ошибка, основывающаяся на ложности суждения о тесноте связи каких-либо качеств человека («любезность»^ «добродушие»);
- д) «ошибка контраста», т.е. подчеркивание черт наблюдаемого, противоположных имеющимся у наблюдателя;
- е) стереотипы «первого впечатления» профессионального, этнического, возрастного планов (например, имеющиеся у наблюдателя стереотипы, ранее сложившиеся по отношению к подросткам вообще, милиционерам вообще и т.п., сказываются в отношении наблюдаемых лиц — представителей этих же категорий).
Отличия наблюдения от эксперимента:
- Контроль и управление независимой переменной выше в эксперименте;
- В наблюдении контроль побочных влияний очень слаб;
- Гипотезы наблюдений менее строги и четки;
- В наблюдении менее строгая процедура и менее точное измерение психологических явлений.