Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным детством – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Кризис трехлетнего возраста протекает как кризис социальных отношений, отделения от близких взрослых и связан со становлением самосознания ребенка. В этом проявляется потребность в реализации и утверждении собственного Я. Возникающие в речи ребенка слова «хочу», «не хочу», «Я» наполняются реальным содержанием, становятся осмысленными. Возникает особая форма личного сознания, внешне проявляющаяся в знаменитой формуле «Я сам». Феномен «Я сам» знаменует психологическое отделение ребенка от взрослого и распад прежней ситуации социального развития.
Две взаимосвязанные тенденции развития реализуются в кризисный период — тенденция к эмансипации и тенденция к волевой форме поведения. Выготский описал «семизвездье симптомов», которое свидетельствует о наступлении кризиса трех лет:
- негативизм — стремление сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственным желанием; негативная реакция на предложение потому, что оно идет от взрослого;
- упрямство — ребенок настаивает на чем-то потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением;
- строптивость направлена в целом против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет;
- своеволие – проявление инициативы собственного действия, стремление все делать самому;
- протест-бунт — ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими;
- симптом обесценивания — проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей;
- деспотизм — ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.
Все эти явления могут проявляться с разной интенсивностью.