Эмпирическая часть

Эмпирическая глава дипломной работы по психологии, как правило, вызывает у студентов наибольшее количество вопросов и затруднений. В действительности написание эмпирической части диплома по психологии не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

План эмпирической главы

Проще всего написать план эмпирической части. Пунктов или параграфов в эмпирической главе, как правило, столько же, сколько и задач дипломной работы (с более подробной информацией о задачах дипломной работы можно ознакомиться в разделе «Введение»). Пункты эмпирической главы соответствуют поставленным во введении задачам. Названия параграфов эмпирической части можно почти дословно скопировать из наименований задач исследования, с тем лишь отличием, что задачи сформулированы как поставленные вопросы, а пункты эмпирической главы — как заголовки ответов на эти вопросы. Например:

Задача: «выявить особенности волевой сферы личности военнослужащих»

Пункт эмпирической главы: «Особенности волевой сферы личности военнослужащих»

Некоторые научные руководители требуют от студентов написания еще одного пункта эмпирической главы — параграфа с общим описанием результатов диагностики испытуемых. Этот пункт добавляется в самое начало эмпирической главы (параграф 3.1.), и в нем перечисляются и анализируются описательные статистики.

Содержание эмпирической части

Все содержание эмпирической части дипломной работы по психологии сводится по сути лишь к описанию закономерностей, выявленных по результатам обработки данных.

Описание каждой закономерности осуществляется следующим образом:

  1. Констатируем факт обнаруженного статистически значимого числового результата обработки данных (какие цифры получились);
  2. Пишем, о чем свидетельствует выявленный числовой результат (о чем говорят полученные цифры);
  3. Высказываем свои предположения о возможной интерпретации данного результата (чем может объясняться выявленная закономерность).

Рассмотрим порядок описания выявленных закономерностей на максимально простом примере взаимосвязи между возрастом и ростом детей, не имеющим практически никакого отношения к психологии, но зато очень наглядном:

(1) По результатам корреляционного анализа обнаружена статистически значимая прямая связь между показателями роста и возраста детей (r=0,57; p=0,01).

(2) Следовательно, чем больше возраст детей, тем выше их рост.

(3) Вероятно, выявленная закономерность обусловлена тем, что у многих биологических организмов, включая человека, в процессе эволюции была приобретена и закреплена на генетическом уровне способность к росту и развитию в течение начальных периодов онтогенеза, да простят меня биологи.

Самой многословной оказывается, как правило, интерпретация выявленных закономерностей.

В простых случаях (которых меньшинство) полученные эмпирические данные подтверждают точку зрения кого-либо из авторов литературных источников, с которыми мы подробно ознакомились, когда писали теоретическую часть. И тогда мы просто пишем, что выявленный результат говорит о том, что позиция такого-то автора по такому-то вопросу верна. Автор считал так-то и эдак-то, и он был прав, а мы получили математическое доказательство его правоты.

В большинстве же случаев приходится думать над причинами выявленных закономерностей самостоятельно. В этом очень помогает багаж знаний, полученный в ходе чтения литературных источников для теоретической главы.

Каждый параграф эмпирической части заканчивается кратким выводом.

 

На новом форуме нашего сайта Вы можете обсудить любые интересующие Вас вопросы, касающиеся написания эмпирической главы дипломной работы, ВКР или магистерской диссертации по психологии.