В процессе обработки результатов исследования нами были описаны преобладающие на страницах пользователей формы самопредъявления в соответствии с традиционными типологиями техник самопрезентации. Результаты контент-анализа представлены в приложении 3.
В ходе исследования установлено, что более половины респондентов использует на своей странице свое полное имя (71%). 14% респондентов для обозначения своего имени используют латинские буквы. Вымышленное имя (ник) используют 12% обследуемых, и лишь 3% пользователей сети тем или иным образом сокращают свое имя при оформлении собственной страницы (см. рис. 1).

Таким образом, можно отметить, что особенностью использования социальной сети «ВКонтакте» в исследуемой выборке является потребность пользователей идентифицировать себя. Это опровергает утверждение о том, что преимуществом и особенностью общения в сети является его анонимный характер. Обнаружено, что анонимность отрицается/нивелируется пользователями социальной сети. Возможно, это связано с особенностями функционирования конкретной социальной сети, и данный признак будет не репрезентативен для иной социальной сети.
Социальные сети формируются для упрощения коммуникации. При этом люди оказываются заинтересованными в том, чтобы их можно было быстро найти и опознать (профессиональная, коммерческая заинтересованность, нахождение собеседника, друга, партнёра, второй половины и т.д.). Вероятно, именно поэтому большинство опрошенных пользователей используют свое настоящее (паспортное) имя при регистрации в социальной сети «ВКонтакте». Эта же тенденция нашла себя и в выборе пользователями личных, собственных фотографий для аватаров в аккаунте. Визуальное восприятие пользователя посредством аватара чрезвычайно важно как для его самоидентификации в сети, так и для идентификации и восприятия его другим человеком.
На рисунке 2 представлены результаты анализа принадлежности фотографий для аватаров пользователю страницы, которые он использовал для самопрезентации. Здесь возможны два варианта: использование реальных фотографий пользователя и чужих изображений. Оказалось, что чаще всего в социальной сети участники исследования презентуют себя с помощью своих собственных фотографий. Только 13% опрошенных предпочитает презентовать себя с помощью изображений, на которых они не присутствуют.

Варианты собственного изображения для аватара могут быть самыми разнообразными, но среди них преобладают следующие типы: фотографии, сделанные крупным планом (13,9%), фото автора (селфи), когда его взгляд направлен в камеру (13,7%), фото с улыбкой (13,5%). Реже встречаются фотографии с серьезным выражением лица или неэмоциональные (9%). Остальные типы аватаров представлены на рисунке 3.

Как следует из полученных данных, наименьшие проценты получили такие типы фотографий, где пользователь представлен с другими людьми (возлюбленные, члены семьи и т.д.). Этот факт подчёркивает индивидуалистичность данных пользователей: для визуальной самоидентификации и презентации им не требуется наличие другого. В противоположность им, есть немногочисленная группа пользователей, представляющих себя через своих друзей, любимых, детей (особенно среди молодых мам), животных и даже коллег. Реже встречаются и юмористические, шутливые аватары; фото, говорящие об увлечениях пользователя, и изображения, на которых владелец представлен в соблазнительно образе. В целом можно отметить разнообразие типов используемых изображений и, следовательно, и сфер социальной жизни, через демонстрацию которых пользователь идентифицирует себя.
Как было сказано выше, 13% пользователей использует для аватаров чужие изображения, картинки, фотографии. На рисунке 4 представлено распределение типов изображений по частоте использования.

Согласно полученным данным, наибольшее число пользователей (46%) из данной группы использует аватары, содержащие изображения человека, – это могут быть фотографии или нарисованные изображения. Возможно, пользователи ассоциируют свой образ с образом/характером/авторитетом героя или настроением изображения, совпадающим с самоощущением пользователя в данный момент. Герой аватара может отсылать к какому-либо кинофильму, музыке, литературному произведению, следовательно, быть «мостиком» в определённый культурный контекст. Не исключён вариант, когда пользователь намеренно скрывает своё лицо, чтобы оставаться неузнанным.
На втором месте по частоте использования стоят аватары с изображением животных (25%). Чаще всего это кошки, что, вероятно, объясняется взлетевшей популярностью всевозможных картинок, в том числе юмористических, с кошками. Также в сети сегодня активно транслируется умиление по отношению к кошкам и ассоциация их с незамужними девушками и женщинами.
Абстрактные картинки выбирает 17% пользователей. Реже всего в качестве аватаров встречается реклама товаров и услуг (3%) – текст или текст с изображением. С большой долей вероятности, данные пользователи используют социальную сеть для сугубо коммерческих целей, а не для реализации Я-концепции.
Помимо имени и аватара, важным смысловым элементом является статус. Статус – это быстро изменяемый блок, и, таким образом, он реализует свойство ситуативности. Исследование показало (см. рис. 5), что статус заполняет 45% пользователей, то есть практически половина испытуемых. В 25% случаев в статусе обозначается настроение владельца аккаунта. 11% пользователей располагают у себя в статусе философские размышления на ту или иную тему. Реже всего статусы содержат ссылки на различные Интернет-ресурсы – здесь опять же преследуются более рекламные цели, нежели реализуется потребность в самопрезентации.

При заполнении пользователем статуса, он попадает в новостную ленту друзей и подписчиков. Можно сделать вывод о том, что участники исследования используют блок статуса для того, чтобы сообщить, поделиться с друзьями своим настроением, размышлением или для обращения – что-то предложить, например, продать, купить, сделать и т.д.
Следующий после статуса смысловой блок – интересы – также весьма важный для самопрезентации блок. Широкая вариативность интересов была сведена к нескольким категориям (см. рис. 6).

Закономерно, что интересы пользователей оказались разнообразными. Как правило, пользователи указывают по нескольку интересов сразу, не ограничиваясь одним. Это свидетельствует о стремлении участников исследования к разносторонней самореализации. 23% исследуемых представляют свои развлечения и хобби, 21% – деятельность, 19% проявляют интерес к природе, 14% указали нечто иное, например, «ходьба пешком».
Основной смысловой блок для самоописания пользователя – это раздел «О себе». На рисунке 7 представлены результаты анализа содержания данного раздела. Оказалось, что для большинства пользователей важно представить собственные моральные характеристики (40%); информацию, связанную с профессиональной деятельностью, предоставляют 18% юзеров; примечательно, что негативные комментарии в данном поле использует 13%; наименее часто встречаются метафоричные высказывания и стихи – 10%.

Описав общий характер самопрезентации в исследуемой группе, перейдем к анализу результатов, полученных нами с помощью анкетированного опроса.
Далее: Анализ анкетированного опроса «Цели использования и посещения социальной сети «ВКонтакте»