Прежде, чем перейти к анализу тревоги и тревожности, целесообразно вкратце рассмотреть эмоции в целом и их значение.
Эмоции – это «психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека» [27].
Б.И Додонов выделяет следующие признаки эмоций [13]:
- Представленность эмоций в сознании в форме непосредственных переживаний;
- Двойственный, психофизиологический характер эмоциональных явлений: с одной стороны – аффективное волнение, с другой – его органические проявления;
- Ярко выраженная субъективная окраска эмоций, присущее им качество особой «интимности».
Эмоции человека всегда соотнесены с потребностями субъекта, с одной стороны, и с внешними или внутренними объектами или явлениями, с другой стороны. Эмоции отражают соответствие или несоответствие данного объекта или явления потребностям субъекта [22].
Таким образом, эмоции отражают исходящее из потребностей отношение субъекта к предметам и явлениям окружающей действительности. По мнению П.В. Симонова, возникновение положительных и отрицательных эмоций зависит от наличия актуальной потребности и оценки вероятности ее удовлетворения: «Необходимыми и достаточными являются два фактора: (1) потребность и (2) вероятность ее удовлетворения. Э = f [П,(Ин – Ис),…] , где Э – эмоция, ее степень, качество и риск, П – сила и качество актуальной потребности, Ин – информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности, Ис – информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент, (Ин – Ис) – оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта. Низкая вероятность удовлетворения потребности ведет к возникновению отрицательных эмоций (Ин > Ис). При возрастании вероятности удовлетворения по сравнению с ранее имевшимся прогнозом (Ис > Ин) возникают положительные эмоции» [38].
Выдающийся отечественный психолог С.Л. Рубинштейн пишет: «Взаимоотношение эмоций с потребностями может проявляться двояко – в соответствии с двойственностью самой потребности, которая, будучи испытываемой индивидом нуждой его в чем-то ему противостоящем, означает одновременно и зависимость его от чего-то и стремление к нему. … Выступая в качестве проявления потребности – в качестве конкретной психической формы ее существования, эмоция выражает активную сторону потребности. Поскольку это так, эмоция неизбежно включает в себя и стремление, влечение к тому, что для чувства привлекательно, так же как влечение, желание всегда более или менее эмоционально» [49].
Таким образом, эмоции могут оказывать как мобилизующее воздействие на организм и психику человека (стенические эмоции), так и демобилизующее (астенические эмоции): «Помимо полярности приятного и неприятного в эмоциональных состояниях сказываются также … противоположности напряжения и разрядки, возбуждения и подавленности» [49].
Исходя из перечисленных двух критериев, Д.Н. Узнадзе предлагает соответствующую классификацию эмоций: «Любая эмоция как эмоциональное переживание обязательно предполагает участие простых чувств: удовольствия–неудовольствия, возбуждения–успокоения. В соответствии с этим, эмоции могут быть подразделены на четыре группы: приятные эмоции – возбуждения и успокоения и неприятные эмоции – возбуждения и успокоения» [56, с.100].
Отражая отношение тех или иных объектов и явлений к потребностям человека и оказывая побуждающее либо обратное влияние на активность человека, эмоции участвуют в регуляции поведения человека [27].
Следует подчеркнуть, что основные эмоции человека являются врожденными и наблюдаются так же у животных [24], следовательно, способность испытывать эмоции закрепилась в процессе эволюции и имеет свой биологический смысл, связанный с приспособлением живых организмов к окружающей среде. Считается, что биологическая функция эмоций реализуется следующим образом: «эмоция, тесно связанная с приспособительным поведением, … возникает где-то между потребностью и действиями для ее удовлетворения. … Через сложную систему врожденных и условно-рефлекторных нервных путей устанавливаются связи между потребностью и возможностью ее удовлетворения посредством взаимодействия организма с окружающей средой. Потребность становится влечением или мотивацией. С помощью безусловно- и условно-рефлекторных связей потребность адресуется к объектам внешнего мира и становится целенаправленным влечением. Процесс приспособительного поведения живых систем приобретает характер действия для удовлетворения данной потребности» [63, с.49].
Каждый вид эмоций человека и животных играет определенную роль в регуляции поведения и жизнедеятельности и приспособлении человека и животных к окружающей среде: «Даже так называемые астенические эмоции, снижающие уровень органической жизнедеятельности, отнюдь не лишены целесообразности. Человек, например, может «оцепенеть от ужаса». Но ужас как субъективное явление есть своего рода оценка, которую словами можно было бы выразить приблизительно так: «Передо мной враг, от которого не снастить ни нападением, ни бегством». В таких случаях неподвижность – единственный шанс на спасение: можно не обратить на себя внимание или быть принятым за мертвого» [13].
По мнению Б.И. Додонова, отрицательные эмоции играют более важную биологическую роль, чем положительные: «Не случайно механизм отрицательных эмоций функционирует у ребенка с первого дня появления его на свет, а положительные эмоции появляются значительно позднее. Отрицательная эмоция – это сигнал тревоги, крик организма о том, что данная ситуация для него гибельна. Положительная эмоция – сигнал возвращенного благополучия. Ясно, что последнему сигналу нет нужды звучать долго, поэтому эмоциональная адаптация к хорошему наступает быстро. Сигнал же тревоги должен подаваться все время, пока опасность не устранена» [13].
Все перечисленные общие особенности эмоций человека характерны и для эмоции тревоги, составляющей предмет анализа, осуществляемого в данном разделе.
Далее: Понятие и сущность тревоги