Психологическая характеристика конфликта

Одной из наиболее часто встречающихся проблем супружеских отношений, а также своего рода индикатором, отражающим наличие других проблем в супружеских отношениях, являются конфликты.

Конфликт – это «такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т.п.)» [11, с.24].

Конфликт возникает на основе конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация является разновидностью трудной ситуации. Ситуация – это «сложная субъективно-объективная реальность, где объективные составляющие представлены в виде субъективного восприятия и личностной значимости для участников ситуации» [3, с.192]. Трудная ситуация характеризуется, во-первых, наличием препятствия на пути достижения личностью каких-либо целей, реализации мотивов; во-вторых, состоянием психической напряженности субъекта как реакцией на данное препятствие; в-третьих, изменением обычных параметров деятельности, поведения и общения субъекта [3, с.193].

Различают трудные ситуации деятельности, трудные ситуации внутриличностного плана и трудные ситуации социального взаимодействия. В свою очередь, трудные ситуации социального взаимодействия классифицируются на проблемные, предконфликтные и конфликтные ситуации. Характеристики перечисленных ситуаций представлены в таблице 1.1 [3, с.195-196].

Таблица 1.1.

Характеристики трудных ситуаций социального взаимодействия

СитуацияХарактеристика
1ПроблемнаяХарактеризуется наличием противоречия и положительным или нейтральным отношением субъектов взаимодействия друг к другу. Межличностная напряженность невелика. Рациональная составляющая является основой поведения и общения. Угроза со стороны другого оценивается как потенциальная.
2ПредконфликтнаяОтличается от проблемной более высокой степенью психической напряженности. Сторонами или одной из сторон допущены действия, которые рассматриваются оппонентом как нанесение морального или физического ущерба. Характеризуется началом формирования негативного отношения к другому, готовностью противодействовать. Высока вероятность перерастания в конфликт.
3КонфликтнаяСвойственно противодействие в виде общения, поведения или деятельности, направленных на защиту своих интересов путем ограничения активности оппонента, нанесения ему морального или материального ущерба, а также негативное отношение друг к другу (негативные эмоции и формирование «образа врага»). Преобладает мотивация «на себя». Эмоции доминируют в определении поведения и манеры общения. В результате стресса все ресурсы индивида мобилизуются для достижения победы над оппонентом.

Таким образом, конфликтная ситуация возникает на основе предконфликтной, предконфликтная – на основе проблемной. При этом переход от проблемной ситуации к предконфликтной, и от предконфликтной к конфликтной не является неизбежным и зависит от поведения субъектов.

Причины межличностных конфликтов могут быть объективными и субъективными. К объективным причинам конфликтов относятся «те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений установок и т.п.» [3, с.213]. Объективные причины, как правило, определяют возникновение проблемной ситуации, преобразование которой в предконфликтную и затем в конфликтную ситуацию обусловлено субъективными причинами. Субъективные причины конфликтов «связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный, а не какой-либо другой способ разрешения создавшегося объективного противоречия. Человек не идет на компромиссное решение проблемы, не уступает, не избегает конфликта, не пытается обсудить и совместно с оппонентом обоюдовыгодно разрешить возникшее противоречие, а выбирает стратегию противодействия» [3, с.214].

Субъективные причины конфликтов могут быть социально-психологическими и личностными.

Типичные социально-психологические причины конфликтов:

  1. Неправильное понимание людьми друг друга вследствие значительных потерь и искажений информации в процессе межличностной коммуникации: «Значительная часть информации содержится на уровне бессознательного и словами вообще не выражается. Часть информации теряется из-за ограниченности словарного запаса конкретного человека. Из-за недостатка времени не высказывается многое из того, что могло быть сказано. Часть информации утаивается говорящим, если ему сообщать эту информацию не выгодно. Из того, что сказано, многое не усваивается собеседником в силу невнимательности или трудностей быстрого понимания. Услышанное человек обычно не воспринимает на веру, а оценивает, делая выводы, отличающиеся (а иногда противоположные) от того, что сказал собеседник» [3, с.221].
  2. Несбалансированное ролевое взаимодействие, т.е. несоответствие поведения одного или обоих субъектов взаимодействия ролевым ожиданием партнера.
  3. Различие подходов к предмету спора, вызывающее видимость несовпадения мнений (как правило, сочетается с болезненным восприятием критики собственной точки зрения), в том числе различие критериев оценки результатов деятельности и личности друг друга.
  4. Феномен ингруппового фаворитизма и аутгрупповой дискриминации – тенденция воспринимать членов своей социальной группы как в большей степени обладающих позитивными характеристиками, а членов других социальных групп как в большей степени обладающих негативными качествами.
  5. Склонность человека к поддержанию «когнитивного баланса» – тенденция отвергать информацию, не соответствующую существующей у человека картине мира.
  6. Мотив власти – стремление к господству и подчинению других людей своей воле вопреки сопротивлению с их стороны.
  7. Психологическая несовместимость субъектов.

Типичные личностные причины конфликтов:

  1. Индивидуально-психологические особенности субъектов – наличие у одного или обоих партнеров свойств личности, способствующих возникновению конфликтов (импульсивность, вспыльчивость, неумение эффективно реагировать на трудные и конфликтные ситуации, низкая конфликтоустойчивость, недостаточное развитие эмпатии, завышенный или заниженный уровень притязаний, некоторые акцентуации характера и т.д.).
  2. Психическое состояние субъектов – актуальное для одного или обоих партнеров эмоциональное состояние, способствующее реализации неадекватных и иррациональных форм поведения. В отличие от устойчивых индивидуально-психологических особенностей, психическое состояние носит ситуативный характер.

Возникший по тем или иным причинам на основе той или иной трудной ситуации конфликт имеет конкретную структуру. Структура конфликта – это «совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс» [3, с.230]. В структуре конфликта выделяются следующие составляющие [3, с.231-250; 11, с.25-26]:

  1. Объективное содержание.
    • Участники конфликта – люди, действующие лица конфликта, осуществляющие конфликтные действия различной степени.
      • Основные участники конфликта – стороны конфликта, оппоненты, или противоборствующие силы, – субъекты конфликта, непосредственно совершающие активные (наступательные или защитные) действия друг против друга.
      • Группы поддержки – индивиды или группы, составляющие силу, стоящую за основными участниками конфликта, которые либо активным участием, либо только присутствием могут коренным образом влиять на течение и исход конфликта.
      • Другие участники – лица, осуществляющие эпизодическое влияние на исход конфликта.
    • Предмет конфликта – объективно существующее или воображаемое противоречие, служащее основой («ядром») конфликта. В нем отражается столкновение интересов и целей сторон; борьба, ведущаяся в конфликте, имеет своей целью разрешение данного противоречия. Предмет конфликта, как правило, является более поверхностным, чем его объект.
    • Объект конфликта – находящаяся на пересечении личных интересов субъектов материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента. Необходимым условием для конфликта является желание полностью владеть объектом в сочетании с реальной неделимостью объекта или притязанием хотя бы одной из противоборствующих сторон на его неделимость. Чаще всего действительный объект конфликта скрыт за предметом конфликта.
    • Микро- и макросреда – ближайшее окружение субъектов конфликта и те социальные группы, представителями которых они являются.
  2. Субъективное содержание (психологические составляющие конфликта).
    • Мотивы сторон – внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов к конфликту. Чаще всего истинные мотивы конфликта скрыты за мотивировкой участия в конфликте. Мотивы представляют собой сложные психологические образования, имеющие многоуровневую структуру:
      • Потребности – состояния субъекта, создаваемые испытываемой оппонентом нуждой в объектах (ресурсы, власть, духовные ценности), необходимых для его существования и развития, выступающих источником его активности.
      • Интересы – осознанные потребности, которые обеспечивают направленность субъекта на объект конфликта, и способствуют реализации его конфликтного поведения.
      • Ценности – отстаиваемые субъектом в конфликте общечеловеческие ценности (например, истинность суждения, идеи, справедливость решения), ценности, выраженные в каком-то конкретном произведении культуры, а также личностные ценности (чувство собственного достоинства, честь, самооценка и т.п.).
      • Цели – осознанные образы предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действия человека. Целью субъекта в конфликте является его представление о конечном результате конфликта, его предвосхищаемый полезный (с точки зрения личности или общественной, групповой значимости) результат.
      • Позиция – система отношений оппонента к элементам конфликтной ситуации, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках. Позиция участников конфликта является наиболее видимым структурным компонентом их мотивации.
    • Конфликтное поведение – составляющая видимую реальность конфликта совокупность противоположно направленных – направленных на реализацию интересов каждой стороны и ограничение интересов оппонента – действий участников конфликта, в ходе которых реализуются скрытые от внешнего восприятия процессы в мыслительной, эмоциональной и волевой сферах оппонентов. Конфликтное поведение анализируется с учетом стратегии и тактики оппонентов.
      • Стратегия конфликтного поведения – это ориентация личности по отношению к конфликту, установка на определенные формы конфликтного поведения. Различают следующие стратегии конфликтного поведения:
      • Соперничество (конкуренция) – навязывание другой стороне предпочтительного для себя решения.
      • Сотрудничество (проблемно-решающая стратегия) – поиск такого решения, которое удовлетворяло бы обе стороны.
      • Компромисс – взаимные уступки в чем-то важном и принципиальном для каждой из сторон.
      • Приспособление (уступка) – понижение своих стремлений и принятии позиции оппонента.
      • Избегание (бездействие) – участник находится в ситуации конфликта, не принимая активных действий по его разрешению.
      • Тактика конфликтного поведения – совокупность приемов воздействия на оппонента, через которые реализуются стратегии конфликтного поведения.
    • Информационные модели (образы) конфликтной ситуации – восприятие оппонентами конфликта – субъективная картина конфликтной ситуации, складывающаяся в психике каждого участника. Образ конфликтной ситуации характеризуется значительной степенью искажения и неадекватности, однако именно информационная модель, а не объективная реальность, определяет конфликтное поведение сторон.

Конфликт как процесс может быть рассмотрен с динамической точки зрения. В динамике конфликта выделяют следующие этапы [3, с.263-271; 11, с.30-32]:

  1. Латентный период (предконфликт).
    • Возникновение объективной проблемной ситуации – зарождение противоречия между мотивами субъектов.
    • Осознание проблемной ситуации – субъективное восприятие ситуации как проблемной хотя бы одним из субъектов взаимодействия, осознание необходимости предпринять какие-либо действия для разрешения возникших противоречий.
    • Попытки сторон разрешить проблемную ситуацию неконфликтными способами.
    • Возникновение предконфликтной ситуации – характеризуется возникновением ощущения непосредственной угрозы собственным мотивам хотя бы у одного из субъектов взаимодействия. Как правило, именно предконфликтная ситуация закладывает начало активным действиям оппонентов.
  2. Открытый период (собственно конфликт).
    • Инцидент – первое столкновение сторон.
    • Эскалация – прогрессирующее развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие.
    • Сбалансированное противодействие – продолжение противодействия при снижении интенсивности борьбы оппонентов.
    • Завершение конфликта – переход к другим формам взаимодействия (разрешение, урегулирование, затухание или устранение конфликта, иногда – перерастание в другой конфликт).
  3. Послеконфликтный период.
    • Частичная нормализация отношений – переосмысление и коррекция участниками конфликта собственной позиции, самооценок, притязаний, отношения к партнеру; при этом сохраняются негативные установки и эмоции, имевшие место в конфликте.
    • Полная нормализация отношений – преодоление негативных установок, установление доверия, понимание необходимости дальнейшего конструктивного взаимодействия.

Следует отметить, что не все конфликты в своем развитии проходят все перечисленные этапы. Некоторые потенциальные конфликты разрешаются еще на этапе предконфликта, многие конфликты не проходят послеконфликтный период и завершаются, как правило, разрывом отношений между оппонентами и т.п.

В зависимости от структурных и динамических особенностей конфликта его последствия для каждого из участников и их взаимоотношений могут быть различными. Поэтому принято разделять функции конфликта на конструктивные и деструктивные. Наиболее значимой конструктивной функцией конфликта является возможность полностью или частично выявить и разрешить противоречия между субъектами взаимодействия; к негативным результатам конфликтов относятся ухудшение психического состояния и деструкция взаимоотношений между оппонентами. Конфликты, имеющие преимущественно позитивные последствия, называются функциональными, негативные – дисфункциональными.

Таким образом, конфликты играют двойственную роль в процессе общения и взаимодействия людей.

Далее: Супружеские конфликты по объективным причинам