Таким образом, выбор профессии, выбор места работы и последующая реализация профессиональной деятельности осуществляются человеком под влиянием определенной иерархии мотивов, свойственной именно ему. Однако в структуре и динамике профессиональной мотивации существуют и общие закономерности, характерные для большинства людей.
Поскольку разные люди выбирают профессии различных видов, можно предположить, что в основе выбора профессий каждого вида лежат разные профессиональные мотивы, характерные для людей, выбирающих именно профессии данного вида и осуществляющих в дальнейшем профессиональную деятельность в выбранном направлении.
Одной из известных классификаций видов профессий является классификация, разделяющая все профессии на гуманитарные и технические.
К гуманитарным наукам относятся «общественные науки, исследующие явления культуры в различных их проявлениях и развитии» [38], науки, «изучающие человека в сфере его умственной, нравственной и общественн. деятельности: философия, психология, этика, история, история литературы и искусств, социология и др.» [39]. Т.е. объектами профессионального воздействия представителей гуманитарных профессий являются непосредственно люди или явления культуры.
В свою очередь, техническое образование представляет собой «подготовка инженеров и техников для промышленности, строительства, транспорта, связи, сельского и лесного хозяйства» [40]. Т.е. объектами профессионального воздействия представителей технических профессий являются «машины, механизмы, аппараты, автоматизированные средства управления» и т.п.
В изученной научной литературе автором данной работы не найдено ни одного упоминания о конкретных различиях профессиональной мотивации представителей гуманитарных и технических профессий.
Только в одном из литературных источников, по теме непосредственно не связанном с психологией, рассматриваются различия языкового сознания представителей гуманитарных и технических профессий [42]: языковому сознанию представителей технических профессий свойственны такие характеристики, как конкретность, консервативность, замкнутость, рациональность и логичность; а представителям гуманитарных профессий – противоположные особенности: образность, гибкость, открытость, эмоциональность, творчество.
Таким образом, в современной науке особенности профессиональной мотивации представителей гуманитарных и технических профессий практически не изучены. Выявление различий профессиональной мотивации перечисленных профессиональных групп – предмет настоящего и будущих исследований.
Далее: Выводы