В современной научной литературе приводится несколько классификаций типов неуспевающих студентов, однако основанием всех предложенных типологий являются причины неуспеваемости.
Л.С. Славина выделяет три группы неуспевающих студентов [8]:
- Студенты, у которых отсутствуют действенные мотивы обучения;
- Учащиеся со слабыми способностями к обучению;
- Юноши с неправильно сформировавшимися навыками учебного труда и не умеющие трудиться.
Коллектив авторов под руководством И.В. Дубровиной разделяет неуспевающих учащихся на две группы [8]:
- Неуспевающие в связи с недостатками познавательной деятельности в широком смысле слова;
- Неуспевающие в связи с недостатками в развитии мотивационной сферы.
Н.А. Менчинская и сотрудники различают аналогичные группы причин неуспеваемости студентов [8]:
- Низкий уровень обучаемости, т.е. способности к овладению новыми знаниями;
- Особенности направленности личности – отношение субъекта учебной деятельности к вузу, к самому обучению, его мотивация.
Наиболее подробной, но в то же время, видимо, не исчерпывающей является следующая типология неуспевающих студентов [16]:
- Не адаптировавшиеся к специфическим условиям вузовского обучения первокурсники;
- Не способные к восприятию качества или логики изложения предлагаемого материала;
- Допустившие ошибку в выборе профессии;
- Недобросовестно относящиеся к учебе.
Таким образом, существует огромное количество самых разнообразных причин неуспеваемости студентов, как внутренних, связанных с индивидуальными особенностями самих субъектов обучения, так и внешних, связанных с особенностями организации процесса обучения в вузах или с особенностями жизнедеятельности студентов вне учебного заведения.
Любой из перечисленных факторов может оказаться ведущей причиной неуспеваемости студента, однако наиболее значимые и распространенные причины отражены в типологии неуспевающих студентов: чаще всего основными причинами неуспеваемости являются низкий уровень мотивации учебной деятельности или неадекватность ее структуры; низкий уровень развития способностей к учебной деятельности; недостатки саморегуляции учебной деятельности; неспособность адаптироваться к особенностям организации процесса обучения в вузе.