Для классификации неуспевающих студентов применялся факторный анализ. Факторный анализ всей области данных выявил наличие 25 значимых факторов, 16 из которых имеют отношение к успеваемости студентов. В полном объеме результаты факторного анализа представлены в приложении 5.
Для анализа и интерпретации были отобраны 4 фактора, в состав которых с относительно высокими весами вошли показатели успеваемости студентов. Содержание каждого из этих факторов представлено в таблице 2.1. Переменные, входящие в каждый из факторов, перечислены в порядке убывания их значимости в составе данного фактора.
Таблица 2.1.
Результаты факторного анализа
№ | Переменные, содержащиеся в факторе | Корреляция |
Фактор 1 | ||
1 | Степень волнения перед экзаменами | 0,61 |
2 | Интенсивность учебной мотивации | 0,56 |
3 | Установка на преодоление препятствий | -0,51 |
4 | Удовлетворенность выбором специальности | 0,50 |
5 | Альтруистическая мотивация | 0,50 |
6 | Оптимистическая мотивация | 0,50 |
7 | Степень волнения во время экзаменов | 0,47 |
8 | Гедонистическая мотивация | 0,46 |
9 | Адаптация к коллективу | -0,46 |
10 | Величина населенного пункта | -0,46 |
11 | Пол | -0,45 |
12 | Употребление алкоголя | -0,44 |
13 | Нормативная мотивация | 0,43 |
14 | Мотивация, противоположная губристической | 0,42 |
15 | Мотивация, противоположная нравственной | 0,40 |
16 | Комфортность условий жизнедеятельности | -0,40 |
17 | Мотивация, противоположная эгоцентрической | 0,40 |
18 | Адаптация к условиям обучения | -0,39 |
19 | Мотивация, противоположная гедонистической | 0,38 |
20 | Нравственная мотивация | 0,37 |
21 | Мотивация к индивидуальной безопасности | 0,37 |
22 | Адекватность учебной мотивации | 0,31 |
23 | Акизитивная мотивация | 0,30 |
24 | Подвижность нервной системы | -0,30 |
25 | Губристическая мотивация (перфекционизм) | -0,29 |
26 | Завышенная самооценка, установка на лидерство | -0,29 |
27 | Мотивация, противоположная коммуникативной | -0,29 |
28 | Средняя успеваемость студента | 0,28 |
Фактор 2 | ||
1 | Материальная мотивация | -0,64 |
2 | Акизитивная мотивация | 0,57 |
3 | Способность к обучению | 0,48 |
4 | Комфортность условий жизнедеятельности | 0,44 |
5 | Средняя успеваемость студента | 0,39 |
6 | Уравновешенность нервных процессов | 0,38 |
7 | Адаптация к коллективу | 0,37 |
8 | Количество детей | -0,37 |
9 | Нормативная мотивация | -0,36 |
10 | Адаптация к условиям обучения | 0,35 |
11 | Мотивация, противоположная познавательной | 0,35 |
12 | Успеваемость учебной группы | 0,35 |
13 | Величина населенного пункта | 0,34 |
14 | Мотивация, противоположная губристической | -0,33 |
15 | Установка на преодоление препятствий | -0,31 |
16 | Наличие работы | -0,31 |
17 | Удовлетворенность выбором специальности | 0,31 |
18 | Пол | -0,30 |
19 | Мотивация к индивидуальной безопасности | -0,30 |
20 | Мотивация избегания неприятностей | -0,29 |
21 | Мотивация, противоположная нравственной | 0,28 |
22 | Семейное положение | -0,26 |
23 | Подвижность нервной системы | 0,26 |
24 | Трудовая мотивация | -0,26 |
25 | Уверенность в себе | 0,25 |
26 | Мотивация, противоположная нормативной | -0,25 |
Фактор 3 | ||
1 | Мотивация избегания неприятностей | 0,48 |
2 | Общительность, дружеская поддержка | -0,39 |
3 | Способность к обучению | -0,39 |
4 | Комфортное состояние, нормальная адаптация | 0,38 |
5 | Мотивация, противоположная гедонистической | 0,37 |
6 | Гедонистическая мотивация | 0,35 |
7 | Губристическая мотивация (перфекционизм) | 0,34 |
8 | Мотивация быть поддержаным | -0,33 |
9 | Отстраненность, замкнутость, тревожность | -0,31 |
10 | Семейное положение | -0,30 |
11 | Состояние здоровья | 0,30 |
12 | Сила нервных процессов | 0,30 |
13 | Уверенность в себе | -0,29 |
14 | Мотивация на развлечения | 0,28 |
15 | Завышенная самооценка, установка на лидерство | 0,28 |
16 | Наличие трудоемких обязанностей в семье | 0,27 |
17 | Средняя успеваемость студента | -0,27 |
18 | Мотивация, противоположная трудовой | -0,26 |
19 | Адаптация к коллективу | 0,25 |
20 | Подвижность нервной системы | 0,24 |
21 | Оптимистическая мотивация | 0,24 |
Фактор 4 | ||
1 | Мотивация быть поддержаным | -0,41 |
2 | Мотивация, противоположная губристической | 0,39 |
3 | Мотивация на развлечения | -0,35 |
4 | Завышенная самооценка, установка на лидерство | -0,33 |
5 | Мотивация, противоположная гедонистической | 0,33 |
6 | Подвижность нервной системы | 0,31 |
7 | Эгоцентрическая мотивация | 0,29 |
8 | Общительность, дружеская поддержка | 0,27 |
9 | Мотивация, противоположная индивидуализации | 0,27 |
10 | Пугническая мотивация | 0,27 |
11 | Трудовая мотивация | -0,26 |
12 | Средняя успеваемость студента | 0,25 |
13 | Отсутствие мотивации избегания неприятностей | 0,24 |
Таким образом, факторный анализ позволяет выделить четыре основные категории неуспевающих студентов, каждой из которых соответствует категория успевающих студентов, обладающих противоположными характеристиками.
К первой категории (фактор 1) относятся неуспевающие студенты, характеризующиеся отсутствием волнения перед экзаменами и во время экзаменов, низкой интенсивностью и адекватностью учебной мотивации, неудовлетворенностью выбранной специальностью, низким уровнем альтруистической, оптимистической, нормативной и нравственной мотивации, а также мотивации к индивидуальной безопасности, но высоким уровнем адаптации как к студенческому коллективу, так и к условиям обучения, высокой подвижностью нервных процессов и установкой на преодоление препятствий, завышенной самооценкой и высоким уровнем губристической мотивации как стремления к совершенству. Это, как правило, юноши из крупных городов, часто употребляющие алкоголь.
Ко второй категории (фактор 2) относятся неуспевающие студенты, характеризующиеся выраженным стремлением к материальному благополучию, низкой способностью к обучению, неуравновешенностью и инертностью нервных процессов, неуверенностью в своих способностях справляться с учебными заданиями, низким уровнем адаптации и к студенческому коллективу, и к процессу и условиям обучения. Им свойственны отсутствие стремления к совершенству и неудовлетворенность выбранной специальностью, но наличие установки на преодоление препятствий, высокий уровень нормативной, нравственной и трудовой мотивации, мотивации к индивидуальной безопасности и мотивации избегания неприятностей. Это, как правило, женатые и работающие юноши из сельской местности и малых городов, обучающиеся в группах с низкой в среднем успеваемостью студентов.
К третьей категории (фактор 3) относятся неуспевающие студенты, характеризующиеся выраженной мотивацией к избеганию неприятностей, низкой способностью к обучению, низким уровнем аффилиации, высокой степенью общей и социальной адаптации, абсолютным физическим и психологическим здоровьем и высокой силой и подвижностью нервной системы, высокой мотивацией к развлечениям и оптимистической мотивацией, мечтающие стать лидерами, но неуверенные в своих способностях справляться с учебными заданиями. Эти неуспевающие студенты, как правило, не состоят в браке, но выполняют трудоемкие обязанности в родительской семье и характеризуются высокой трудовой мотивацией и стремлением к совершенству.
К четвертой категории (фактор 4) относятся неуспевающие студенты, характеризующиеся выраженным стремлением к тому, чтобы за них все делали другие. Им свойственны завышенная самооценка, стремление к превосходству, эгоцентрическая мотивация, мотивация индивидуализации, мотивация к развлечениям, ориентация на упрощенные способы существования, на веселую, легкую, радостную, счастливую жизнь, отсутствие трудовой мотивации, отсутствие установки на преодоление препятствий и отсутствие потребности в аффилиации.
Таким образом, по результатам факторного анализа выявлено 4 типичных категории неуспевающих студентов, для каждой из которых характерен уникальный комплекс причин неуспеваемости. Однако, обобщая полученные данные, можно предположить, что ведущей причиной неуспеваемости для первой и четвертой категорий неуспевающих студентов является недостаточность учебной мотивации, а для второй и третьей категории – низкая способность к обучению.
То, что недостаточность учебной мотивации и низкая способность к обучению являются основными причинами неуспеваемости студентов, подтверждается и тем, что между данными переменными и успеваемостью студентов обнаружены наиболее тесные корреляционные связи (тесная связь с успеваемостью респондентов обнаружена и для средней успеваемости учебной группы, но данная связь может быть результатом проекции). Следовательно, по критерию причин неуспеваемости студенты делятся на две основные категории: неуспевающие студенты с низкими способностями к обучению и неуспевающие студенты с недостаточной учебной мотивацией.
Далее: Выводы