Классификация неуспевающих студентов

Для классификации неуспевающих студентов применялся факторный анализ. Факторный анализ всей области данных выявил наличие 25 значимых факторов, 16 из которых имеют отношение к успеваемости студентов. В полном объеме результаты факторного анализа представлены в приложении 5.

Для анализа и интерпретации были отобраны 4 фактора, в состав которых с относительно высокими весами вошли показатели успеваемости студентов. Содержание каждого из этих факторов представлено в таблице 2.1. Переменные, входящие в каждый из факторов, перечислены в порядке убывания их значимости в составе данного фактора.

Таблица 2.1.

Результаты факторного анализа

Переменные, содержащиеся в фактореКорреляция
Фактор 1
1Степень волнения перед экзаменами0,61
2Интенсивность учебной мотивации0,56
3Установка на преодоление препятствий-0,51
4Удовлетворенность выбором специальности0,50
5Альтруистическая мотивация0,50
6Оптимистическая мотивация0,50
7Степень волнения во время экзаменов0,47
8Гедонистическая мотивация0,46
9Адаптация к коллективу-0,46
10Величина населенного пункта-0,46
11Пол-0,45
12Употребление алкоголя-0,44
13Нормативная мотивация0,43
14Мотивация, противоположная губристической0,42
15Мотивация, противоположная нравственной0,40
16Комфортность условий жизнедеятельности-0,40
17Мотивация, противоположная эгоцентрической0,40
18Адаптация к условиям обучения-0,39
19Мотивация, противоположная гедонистической0,38
20Нравственная мотивация0,37
21Мотивация к индивидуальной безопасности0,37
22Адекватность учебной мотивации0,31
23Акизитивная мотивация0,30
24Подвижность нервной системы-0,30
25Губристическая мотивация (перфекционизм)-0,29
26Завышенная самооценка, установка на лидерство-0,29
27Мотивация, противоположная коммуникативной-0,29
28Средняя успеваемость студента0,28
Фактор 2
1Материальная мотивация-0,64
2Акизитивная мотивация0,57
3Способность к обучению0,48
4Комфортность условий жизнедеятельности0,44
5Средняя успеваемость студента0,39
6Уравновешенность нервных процессов0,38
7Адаптация к коллективу0,37
8Количество детей-0,37
9Нормативная мотивация-0,36
10Адаптация к условиям обучения0,35
11Мотивация, противоположная познавательной0,35
12Успеваемость учебной группы0,35
13Величина населенного пункта0,34
14Мотивация, противоположная губристической-0,33
15Установка на преодоление препятствий-0,31
16Наличие работы-0,31
17Удовлетворенность выбором специальности0,31
18Пол-0,30
19Мотивация к индивидуальной безопасности-0,30
20Мотивация избегания неприятностей-0,29
21Мотивация, противоположная нравственной0,28
22Семейное положение-0,26
23Подвижность нервной системы0,26
24Трудовая мотивация-0,26
25Уверенность в себе0,25
26Мотивация, противоположная нормативной-0,25
Фактор 3
1Мотивация избегания неприятностей0,48
2Общительность, дружеская поддержка-0,39
3Способность к обучению-0,39
4Комфортное состояние, нормальная адаптация0,38
5Мотивация, противоположная гедонистической0,37
6Гедонистическая мотивация0,35
7Губристическая мотивация (перфекционизм)0,34
8Мотивация быть поддержаным-0,33
9Отстраненность, замкнутость, тревожность-0,31
10Семейное положение-0,30
11Состояние здоровья0,30
12Сила нервных процессов0,30
13Уверенность в себе-0,29
14Мотивация на развлечения0,28
15Завышенная самооценка, установка на лидерство0,28
16Наличие трудоемких обязанностей в семье0,27
17Средняя успеваемость студента-0,27
18Мотивация, противоположная трудовой-0,26
19Адаптация к коллективу0,25
20Подвижность нервной системы0,24
21Оптимистическая мотивация0,24
Фактор 4
1Мотивация быть поддержаным-0,41
2Мотивация, противоположная губристической0,39
3Мотивация на развлечения-0,35
4Завышенная самооценка, установка на лидерство-0,33
5Мотивация, противоположная гедонистической0,33
6Подвижность нервной системы0,31
7Эгоцентрическая мотивация0,29
8Общительность, дружеская поддержка0,27
9Мотивация, противоположная индивидуализации0,27
10Пугническая мотивация0,27
11Трудовая мотивация-0,26
12Средняя успеваемость студента0,25
13Отсутствие мотивации избегания неприятностей0,24

Таким образом, факторный анализ позволяет выделить четыре основные категории неуспевающих студентов, каждой из которых соответствует категория успевающих студентов, обладающих противоположными характеристиками.

К первой категории (фактор 1) относятся неуспевающие студенты, характеризующиеся отсутствием волнения перед экзаменами и во время экзаменов, низкой интенсивностью и адекватностью учебной мотивации, неудовлетворенностью выбранной специальностью, низким уровнем альтруистической, оптимистической, нормативной и нравственной мотивации, а также мотивации к индивидуальной безопасности, но высоким уровнем адаптации как к студенческому коллективу, так и к условиям обучения, высокой подвижностью нервных процессов и установкой на преодоление препятствий, завышенной самооценкой и высоким уровнем губристической мотивации как стремления к совершенству. Это, как правило, юноши из крупных городов, часто употребляющие алкоголь.

Ко второй категории (фактор 2) относятся неуспевающие студенты, характеризующиеся выраженным стремлением к материальному благополучию, низкой способностью к обучению, неуравновешенностью и инертностью нервных процессов, неуверенностью в своих способностях справляться с учебными заданиями, низким уровнем адаптации и к студенческому коллективу, и к процессу и условиям обучения. Им свойственны отсутствие стремления к совершенству и неудовлетворенность выбранной специальностью, но наличие установки на преодоление препятствий, высокий уровень нормативной, нравственной и трудовой мотивации, мотивации к индивидуальной безопасности и мотивации избегания неприятностей. Это, как правило, женатые и работающие юноши из сельской местности и малых городов, обучающиеся в группах с низкой в среднем успеваемостью студентов.

К третьей категории (фактор 3) относятся неуспевающие студенты, характеризующиеся выраженной мотивацией к избеганию неприятностей, низкой способностью к обучению, низким уровнем аффилиации, высокой степенью общей и социальной адаптации, абсолютным физическим и психологическим здоровьем и высокой силой и подвижностью нервной системы, высокой мотивацией к развлечениям и оптимистической мотивацией, мечтающие стать лидерами, но неуверенные в своих способностях справляться с учебными заданиями. Эти неуспевающие студенты, как правило, не состоят в браке, но выполняют трудоемкие обязанности в родительской семье и характеризуются высокой трудовой мотивацией и стремлением к совершенству.

К четвертой категории (фактор 4) относятся неуспевающие студенты, характеризующиеся выраженным стремлением к тому, чтобы за них все делали другие. Им свойственны завышенная самооценка, стремление к превосходству, эгоцентрическая мотивация, мотивация индивидуализации, мотивация к развлечениям, ориентация на упрощенные способы существования, на веселую, легкую, радостную, счастливую жизнь, отсутствие трудовой мотивации, отсутствие установки на преодоление препятствий и отсутствие потребности в аффилиации.

Таким образом, по результатам факторного анализа выявлено 4 типичных категории неуспевающих студентов, для каждой из которых характерен уникальный комплекс причин неуспеваемости. Однако, обобщая полученные данные, можно предположить, что ведущей причиной неуспеваемости для первой и четвертой категорий неуспевающих студентов является недостаточность учебной мотивации, а для второй и третьей категории – низкая способность к обучению.

То, что недостаточность учебной мотивации и низкая способность к обучению являются основными причинами неуспеваемости студентов, подтверждается и тем, что между данными переменными и успеваемостью студентов обнаружены наиболее тесные корреляционные связи (тесная связь с успеваемостью респондентов обнаружена и для средней успеваемости учебной группы, но данная связь может быть результатом проекции). Следовательно, по критерию причин неуспеваемости студенты делятся на две основные категории: неуспевающие студенты с низкими способностями к обучению и неуспевающие студенты с недостаточной учебной мотивацией.

Далее: Выводы