Для подробного изучения взаимосвязи между социально-психологическими особенностями коллектива и руководителя, с одной стороны, и уровня и типа организационной культуры, с другой стороны, в процессе обработки результатов проведенного эмпирического исследования был осуществлен факторный анализ полученных данных.
Факторный анализ всей области данных выявил наличие шести значимых факторов – групп тесно взаимосвязанных переменных, отражающих как социально-психологические особенности коллектива и руководителя организации, так и особенности корпоративной культуры. Эти факторы могут быть рассмотрены как типы организаций, в структуре которых тесно переплетены соответствующие особенности культуры организации, ее трудового коллектива и руководства.
В полном объеме результаты факторного анализа (таблица факторных нагрузок всех изучаемых переменных после варимакс-вращения) представлены в приложении 4.
Содержание факторов представлено в таблицах 1-6. Во всех таблицах перечислены только те переменные, которые вошли в состав каждого фактора со значимыми факторными нагрузками. Переменные, входящие в каждый из факторов, перечислены в порядке убывания их значимости (абсолютной величины факторных нагрузок) в составе данного фактора.
Рассмотрим каждый из выявленных факторов более подробно.
Таблица 1
Состав фактора 1
№ | Переменные, содержащиеся в факторе | Факторные нагрузки |
1 | Пригодность | 0,96 |
2 | Попустительский | -0,93 |
3 | Избирательность | 0,90 |
4 | Определенность | 0,89 |
5 | Целеустремленность | 0,88 |
6 | Осознанность | 0,88 |
7 | Действенность | 0,87 |
8 | Тактичность | 0,86 |
9 | Критичность | 0,84 |
10 | Управление | 0,77 |
11 | Индекс «ОК» | 0,76 |
12 | Ответственность | 0,70 |
13 | Мотивация и мораль | 0,66 |
14 | Требовательность | 0,64 |
15 | Работа | 0,62 |
16 | Коллегиальный | 0,61 |
17 | Коммуникации | 0,52 |
18 | Клановая культура | 0,44 |
19 | Рыночная культура | -0,43 |
20 | Подготовленность к деятельности | 0,27 |
Таким образом, в состав фактора 1 с наибольшими факторными нагрузками вошли особенности руководства организации: высокий уровень психологической пригодности руководителя к выполнению своих функций, отсутствие признаков попустительского стиля руководства, высокая культура управления и т.п. Наряду с особенностями руководства в составе данного фактора – высокий уровень организационной культуры, наличие черт кланового типа культуры и отсутствие – рыночного, высокая подготовленность трудового коллектива к деятельности. На другом полюсе данного фактора находятся организации, обладающие противоположными характеристиками.
Перечисленное позволяет определить данный фактор как «профессиональная и социально-психологическая грамотность руководителя». Следует подчеркнуть, что данный фактор является наиболее мощным среди всех выявленных. Именно грамотный руководитель создает в организации корпоративную культуру высокого уровня и формирует высокую подготовленность сотрудников к осуществлению профессиональной деятельности, способствуя социально-психологическому развитию коллектива.
Таблица 2
Состав фактора 2
№ | Переменные, содержащиеся в факторе | Факторные нагрузки |
1 | Социально-психологический уровень развития группы | 0,96 |
2 | Референтность | 0,87 |
3 | Интегративность | 0,85 |
4 | Активность | 0,84 |
5 | Организованность | 0,82 |
6 | Направленность | 0,79 |
7 | Сплоченность | 0,78 |
8 | СПК | 0,42 |
9 | Подготовленность к деятельности | 0,38 |
10 | Мотивация и мораль | 0,25 |
Таким образом, в состав данного фактора вошли все изучаемые переменные, характеризующие особенности коллектива организации: высокий уровень социально-психологического развития группы и все его аспекты, благоприятный психологический климат организации. В состав этого фактора вошла только одна переменная, имеющая отношение к корпоративной культуре: высокая культура сотрудника организации, т.е. его стремление работать в данной организации, удовлетворенность трудом. На другом полюсе данного фактора находятся организации, обладающие противоположными характеристиками.
Смысловой состав данного фактора позволяет обозначить его как «уровень социально-психологического развития коллектива». Однако социально-психологические характеристики трудового коллектива организации в своей совокупности оказались неразрывно связаны лишь с одним аспектом корпоративной культуры – мотивацией и моралью ее сотрудников. Даже клановый тип культуры, которого следовало ожидать в составе данного фактора, не вошел в него с достаточно высокой факторной нагрузкой. Следовательно, социально-психологические особенности коллектива оказывают на корпоративную культуру значительно меньшее воздействие, чем особенности руководителя организации.
Таблица 3
Состав фактора 3
№ | Переменные, содержащиеся в факторе | Факторные нагрузки |
1 | Директивный | -0,92 |
2 | Коллегиальный | 0,68 |
3 | СПК | 0,64 |
4 | Рыночная культура | -0,63 |
5 | Клановая культура | 0,61 |
6 | Тактичность | 0,36 |
7 | Коммуникации | -0,32 |
8 | Направленность | 0,32 |
9 | Избирательность | 0,30 |
10 | Критичность | 0,29 |
11 | Мотивация и мораль | 0,28 |
Как видно из таблицы, в состав фактора 3 вошли, в первую очередь, особенности руководителя, связанные с его общением с подчиненными: такой руководитель категорически не является авторитарным, а, напротив, тяготеет к демократическому стилю руководства; он характеризуется высоким уровнем тактичности, избирательности и критичности – качеств, уже рассмотренных выше (п.3.3, стр.67-68) и в наибольшей мере отражающих отношение руководителя к сотрудникам. Кроме того, в составе данного фактора – благоприятный социально-психологический климат организации, психологическое единство сотрудников с коллективом и организацией (шкала «Направленность» методики «Пульсар»), клановый тип корпоративной культуры и отсутствие черт рыночного типа, высокий уровень культуры сотрудника («Мотивация и мораль») и низкий уровень культуры делового общения («Коммуникации»). Возможно, низкий уровень культуры делового общения свидетельствует о том, что в таких организациях общение носит в большей мере неофициальный, неформальный оттенок.
На другом полюсе данного фактора находятся организации, обладающие противоположными характеристиками.
Перечисленное позволяет охарактеризовать данный фактор как «дружественная социально-психологическая среда». Чуткий и заботливый руководитель, дружный и психологически единый коллектив, приверженный целям организации, благоприятная социально-психологическая атмосфера, неформальное общение сотрудников – все это формирует клановый тип корпоративной культуры и высокий уровень организационной культуры в аспекте мотивации и стимулирования сотрудников.
Таблица 4
Состав фактора 4
№ | Переменные, содержащиеся в факторе | Факторные нагрузки |
1 | Подготовленность к деятельности | 0,74 |
2 | Требовательность | 0,62 |
3 | Коммуникации | 0,62 |
4 | Рыночная культура | -0,28 |
5 | Целеустремленность | 0,26 |
6 | Определенность | 0,25 |
7 | Работа | 0,25 |
Как видно из таблицы, в состав фактора 4 вошли высокая подготовленность коллектива к деятельности, высокая требовательность, целеустремленность и выраженный интерес руководителя к деятельности, высокая культура делового общения («Коммуникации») и трудового процесса («Работа») в организации и отсутствие признаков рыночного типа корпоративной культуры. На другом полюсе данного фактора находятся организации, обладающие противоположными характеристиками.
Сущность компонентов данного фактора позволяет определить его как «деловая направленность организационной культуры». И руководитель, и коллектив в организации данного типа четко нацелены на трудовой процесс, что соответствующим образом отражается в повышении коммуникативного и непосредственно делового аспекта корпоративной культуры.
Таблица 5
Состав фактора 5
№ | Переменные, содержащиеся в факторе | Факторные нагрузки |
1 | Иерархическая культура | -0,95 |
2 | Адхократическая культура | 0,82 |
3 | Рыночная культура | 0,35 |
4 | Активность | 0,24 |
Таким образом, в состав данного фактора вошли: отсутствие признаков корпоративной культуры иерархического типа, наличие выраженных признаков организационной культуры адхократического типа (чрезвычайно высокая факторная нагрузка), наличие признаков рыночной культуры (существенно более низкая факторная нагрузка) и высокая способность группы совершать общественно значимую деятельность, высокая степень реализации физического и интеллектуального потенциала ее членов (шкала «Активность» методики «Пульсар»). На другом полюсе данного фактора находятся организации, обладающие противоположными характеристиками.
Перечисленное позволяет охарактеризовать данный фактор как «атмосфера свободы и творчества». Отсутствие типичных характеристик бюрократического типа культуры, инструктирующего и контролирующего каждый шаг сотрудников организации, наличие выраженных признаков культуры адхократического типа, поощряющей инициативу и инновации, высокая творческая активность и самореализация сотрудников, и даже признаки культуры рыночного типа – вероятно, самостоятельность и активность сотрудников в достижении целей – все это образует атмосферу свободной творческой самореализации сотрудников организации.
Следует отметить, что в состав данного фактора с достаточно значимыми факторными нагрузками не вошли особенности руководителя и уровня корпоративной культуры: здесь они могут быть различными.
Таблица 6
Состав фактора 6
№ | Переменные, содержащиеся в факторе | Факторные нагрузки |
1 | Мотивация и мораль | 0,55 |
2 | Индекс «ОК» | 0,53 |
3 | Управление | 0,50 |
4 | Работа | 0,49 |
5 | Ответственность | 0,37 |
Как видно из таблицы, в состав данного фактора со значимыми факторными нагрузками вошли почти все шкалы методики «Уровень организационной культуры» и шкала «Ответственность» методики «экспертная оценка психологических характеристик личности руководителя», отражающая способность руководителя брать на себя ответственность за результаты своей деятельности и деятельности коллектива. Состав данного фактора вновь подтверждает высочайшую роль руководителя в формировании корпоративной культуры.
Таким образом, результаты осуществленного факторного анализа свидетельствуют о значимости социально-психологических особенностей руководителя, трудового коллектива и общей социально-психологической направленности организации (на общение, на задачу, на творчество) в формировании корпоративной культуры.
Далее: Выводы