Диагностика психологической адаптации испытуемых в проведенном исследовании проводилась в двух направлениях: изучение эмоциональной адаптации и изучение социально-психологической адаптации. Диагностика эмоциональной адаптации подростков-кадетов осуществлялась с применением методики «Личностная тревожность» Спилбергера, диагностика социально-психологической адаптации – с применением методики «Незаконченные предложения».
Средний показатель по тесту Спилбергера в группе учащихся общеобразовательной школы составил 47,5 балла, в группе кадетов – 44,1 балла (рис.3.5). Согласно описанию методики, показатели в диапазоне от 31 до 45 баллов являются средними, а показатели 46 и более баллов – высокими. Таким образом, на первый взгляд средний показатель в группе кадетов свидетельствует о среднем уровне тревожности кадетов, а средний показатель в группе школьников – о высокой тревожности школьников.
Рис.3.5. Средние показатели личностной тревожности в группах кадетов и школьников
Однако по результатам статистической обработки данных с применением критерия Стьюдента значимых различий показателей тревожности в группах кадетов и школьников не выявлено (р=0,12). Следовательно, уровень тревожности кадетов значимо не отличается от уровня тревожности школьников, что исключает возможность отнесения средних показателей тревожности в этих группах к различному уровню.
Таким образом, уровень личностной тревожности кадетов и школьников является приблизительно одинаковым и находится на границе средних и высоких показателей.
Средний показатель социально-психологической дезадаптации в группе учащихся общеобразовательной школы составил 4,6 балла, в группе кадетов – 6,8 баллов. Поскольку нормативов к данной методике в источнике не указано, степень социально-психологической дезадаптации кадетов и школьников определить можно лишь интуитивно: вероятно, средний показатель дезадаптации школьников (9,6% от максимально возможного значения) является средним, а показатель кадетов (14,2%) – повышенным.
По итогам статистической обработки с применением критерия Стьюдента выявлены значимые различия средних показателей социально-психоло-гической дезадаптации в группах кадетов и школьников (р=0,01). Данные представлены на рисунке 3.6.
Рис.3.6. Средние показатели социально-психологической дезадаптации в группах подростков-кадетов и мальчиков-подростков, обучающихся в общеобразовательной школе
Следовательно, степень социально-психологической дезадаптации кадетов статистически значимо выше, чем уровень дезадаптации школьников. Более высокий уровень социально-психологической дезадаптации кадетов, по-видимому, связан с тем, что в исследовании принимали участие кадеты из неблагополучных семей: социально-психологическая дезадаптация является следствием влияния негативных условий воспитания детей, таких как эмоциональное отвержение, гипоопека и т.п.
Таким образом, показатели эмоциональной адаптации кадетов и школьников в среднем не отличаются, а показатели социально-психологи-ческой дезадаптации кадетов из неблагополучных семей в среднем выше аналогичных показателей школьников.
Далее: Выводы