Перевод показателей пола и образования испытуемых производился следующим образом: женский пол – 1 балл, мужской – 2 балла. Общее образование – 1 балл, среднее специальное – 2 балла, среднее техническое – 3 балла, незаконченное высшее – 4 балла, высшее — 5 баллов. Результаты корреляционного анализа агрессивности и социально-демографических характеристик представлены в таблице 3.7.
Значимая корреляционная связь обнаружена между возрастом испытуемых и агрессивностью, направленной на себя. Данная зависимость обусловлена, как и в случае с интеллектом, осознанием людьми старшего возраста последствий своих поступков на основе жизненного опыта.
Статистический анализ с использованием критерия Стьюдента не обнаружил значимых различий между средними для выявления нелинейных зависимостей между исследуемыми переменными.
Для изучения гендерных различий был дополнительно использован графический анализ средних величин агрессивности для женской и мужской выборки испытуемых (табл. 3.8, рис. 3.9).
Рис. 3.9. Выраженность различных видов агрессивности по гендерному признаку
Для мужчин в сравнении с женщинами более свойственна общая, скрытая и физическая агрессивность, а для женщин – вербальная агрессивность и агрессивность, направленная на себя. Это обусловлено различиями социальных требований, предъявляемых к мужчинам и женщинам, и различием содержания гендерных ролей. Однако выявленные различия не являются значимыми.
Таким образом, социально-демографические характеристики оказываю незначительное влияние на вероятность проявления агрессивных тенденций в поведении человека. С повышением возраста снижается вероятность проявления агрессии, направленной на себя. Мужчины и женщины проявляют агрессивные тенденции по-разному в соответствии с содержанием гендерных ролей и социальными требованиями. Образование не оказывает существенного влияния на агрессивность личности.
Далее: Взаимосвязь агрессивности и механизмов психологической защиты