Речь и язык

Психологическая наука изучает речь как один из психических процессов человека, наряду с ощущениями, восприятием, памятью, воображением, мышлением и т.д.

В современной психологии нет единого подхода к пониманию речи. В литературе приводится множество различных определений изучаемого понятия:

  • «Речь – это специфически человеческий способ формирования и формулирования мыслей с помощью языковых средств» [18, с.134].
  • «Речь – это совокупность произносимых и воспринимае­мых членораздельных звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков» [9, с.140; 9].
  • «Речь – это процесс использования языка в целях общения людей, это говорение» [5, с.46].
  • «Речь – это процесс общения людей посредством языка» [8, с.333].

Несмотря на различия перечисленных определений речи, в каждом из них подчеркивается тесная связь речи и языка. Поэтому, изучая понятие речи, необходимо обратиться к понятию языка.

Так же, как и понятие речи, понятие языка различными авторами определяется по-разному:

  • «Язык – система условных сигналов, имеющих для людей определенное значение» [9, с.140; 8; 10].
  • «Язык – это совокупность звуковых, словарных и грамматических средств выраже­ния мыслей» [5, с.46].
  • «Язык – это система вербальных знаков, относительно независимая от индивида, служащая для целей коммуникации, формирования и форму­лирования мыслей, закрепления и передачи общественно-исторического опыта» [18, с.134].

Таким образом, определения понятия языка различаются в меньшей степени, чем определения понятия речи: все перечисленные определения понятия «язык» сходятся в том, что язык представляет собой систему условных знаков. Представление о том, что язык состоит из вербальных (словесных) знаков, а так же звуковых, словарных и грамматических средств, вероятно, следует подвергнуть сомнению, поскольку существует, например, язык жестов как основа речи жестов [20], состоящий из невербальных (бессловесных) знаков.

Возвращаясь к определению понятия «речь», следует по той же причине подвергнуть сомнению представление о том, что речь является совокупностью произносимых и воспринимае­мых членораздельных звуков: например, речь жестов, являющаяся основным средством общения людей с нарушениями слуха, не связана с произношением и восприятием звуков. Кроме того, не согласимся и с мнением о том, что речь сводится к общению людей или служит исключительно целям общения: в частности, внутренняя речь, изучению которой посвящена данная работа, осуществляется вне общения человека с другими людьми.

И, наконец, представление о том, что речь представляет собой формирование и формулирование мыслей, так же сомнительно, поскольку содержание речи может быть связано не только с мышлением, но и с другими психическими процессами. Например, человек может в своей речи излагать эмоции и чувства, воспоминания, ощущения и т.п.

Таким образом, исключение тех смысловых частей определений речи, которые могут быть опровергнуты перечисленными доводами, приводит к сокращению определения речи до одной только составляющей и к выводу о том, что вероятно, речь следует понимать как процесс применения языка данным конкретным субъектом.

Единицей речи и языка является условный знак, которым в наиболее распространенном виде речи – вербальной речи – является слово. Слово в составе языка обладает значением, слово в составе речи – личностным смыслом: «Объективным свойством словесного знака … является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, как он представлен в индивидуальном сознании» [22]. «Смысл в отличие от значения выражается в тех сугубо личных мыслях, чувствах, образах, ассоциациях, которые данное слово вызывает именно у этого человека. Смыслы одних и тех же слов для разных людей различны, хотя языковые значения могут быть одинаковыми» [10, с.313].

В соотношении объективного значения слова как единицы языка и субъективного смысла слова как единицы речи отражается соотношение языка и речи: язык объективен, существует независимо от каждого отдельно взятого человека, а речь субъективна и связана непосредственно с особенностями данного субъекта. «Язык един для всех людей, пользующихся им, речь является индивидуально своеобразной. В речи выра­жается психология отдельно взятого человека или общности лю­дей, для которых данные особенности речи характерны, язык отражает в себе психологию народа, для которого он является родным, причем не только ныне живущих людей, но и всех других, которые жили раньше и говорили на данном языке. Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением» [10, с.313].

Способность к речи и существование языка являются одним из результатов процесса эволюции: язык и речь возникли и закрепились в процессе филогенетического развития человека как эффективный способ приспособления к окружающей среде: «Рассматривая возможности приспосабливаться к окружающему миру, И.П.Павлов (1949) сформулировал представление о существовании у чело­века двух сигнальных систем. Каждая из них связана с различным способом психического отражения реальности. Первая сигнальная система отражает действительность в виде непосредственных чувственных образов. Вторая сигнальная система основана на использовании языка как нового способа отражения реальности. Ее особенностью является то, что она оперирует не просто сигналами, но сигналами сигналов, поскольку слова заключают в себе фиксацию особенностей действительности в символическом, обобщен­ном виде. Являясь реальным звуковым, визуальным или тактильным раздра­жителем, слово существенно отличается от других подобных сигналов, по­скольку оно отражает не конкретные, а сущностные свойства предметов» [11, с.318].

Таким образом, теоретический анализ понятия речи в современной психологии приводит к выводу о том, что речь – это процесс применения субъектом языка – системы условных знаков, выработанной в обществе в процессе исторического развития.

Далее: Функции речи