Функции речи

В классической и современной психологической литературе мнения всех авторов сходятся в том, что речь человека имеет полифункциональный характер, т.е. выполняет не одну, а множество функций.

С.Л.Рубинштейн выделил две основные, главные функции речи – коммуникативную и сигнификативную [20].

Коммуникативная функция речи состоит в том, что речь является средством общения людей и «выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми» [22].

Для подробного изучения коммуникативной функции речи необходимо обратиться к понятию общения. Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании друг друга [1]. Структура общения включает следующие компоненты:

  1. Коммуникативная сторона общения – обмен информацией между людьми;
  2. Перцептивная сторона общения – восприятие и понимание людьми друг друга;
  3. Интерактивная сторона общения – взаимодействие и взаимовлияние людей.

В соответствии с компонентами структуры общения в рамках коммуникативной функции речи выделяют следующие составляющие, которые могут быть рассмотрены и как отдельные функции речи [5; 8; 22]:

  • Информационный аспект коммуникативной функции речи (функция сообщения) проявляется в передаче информации и тесно связана с сигнификативной функцией речи, реализуясь в коммуникативной стороне общения.
  • Выразительный аспект речи (функция выражения) позволяет передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения (информационному аспекту речи): «Живая человеческая речь не является только «чистой» формой абстрактного мышления; она не сводится лишь к совокупности значений. Она обычно выражает и эмоциональное отно­шение человека к тому, о чем он говорит … Можно даже сказать, что чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говоря­щий, его лицо, он сам» [20, с.388]. Выразительный аспект коммуникативной функции речи соответствует перцептивной стороне общения.
  • Волеизъявительный аспект коммуникативной функции речи (функция воздействия) связана с интерактивной стороной общения и заключается в оказании одним человеком влияния на мысли, эмоции, поведение другого: «с помощью речи мы пытаемся побудить другого человека или группу людей к определенному действию или фор­мируем у слушателей определенную точку зрения на что-либо» [8, с.347].

Таким образом, речь служит обеспечению всесторонней реализации общения людей, выполняя коммуникативную функцию на уровнях сообщения, выражения и воздействия.

Вторая основная функция речисигнификативная (от англ. significate – обозначать) относится к внутренней психической деятельности [22] и заключается в способности давать названия, присваивать условные знаки предметам и явлениям. «Благодаря данной функции мы в состоянии мыслить отвлеченно с по­мощью абстрактных понятий, а также вести обмен информацией с другим челове­ком. Можно предположить, что данная функция является высшей функцией речи, осуществление ее стало возможным лишь на высших ступенях речевого развития» [8, с.348]. Сигнификативная функция позволяет речи «быть орудием мышления, подчинять и пронизывать собой все виды и формы мышления, переходить от подсознательных невербализованных процес­сов к осознанным. Именно в этом плане С.Л.Рубинштейн говорит о том, что речь коррелирует не только с мышлением, но и с сознанием в це­лом» [18, с.145]. Таким образом, сигнификативная функция речи проявляется в том, что речь является инструментом функционирования сознания человека.

Сигнификативная функция речи так же связана с описанным выше информационным аспектом коммуникативной функции речи (функцией сообщения): общение между людьми становится возможным при условии использования человеком, передающим информацию, и человеком или людьми, воспринимающими информацию, одного и того же языка, т.е. одних и тех условных обозначений для определенных предметов и явлений. Только в таком случае возможно взаимопонимание людей.

С.Л.Рубинштейн подчеркивает, что коммуникативная и сигнификативная функции речи выступают в неразрывном единстве: «речь выполняет свою функцию сообщения на основе ее смысловой, семантической, обозначающей функции. Но не в меньшей, а в еще большей степени и обрат­но – семантическая функция обозначения формируется на основе коммуни­кативной функции речи. … из употребления слова мы устанавливаем все более точно его значение, сначала мало осознанное, по тому значению, в каком оно понимается другими. Понимание является одним из конституирующих моментов речи. … Две основные функции речи — коммуникативная и сигнификативная, благодаря которым речь является средством общения и формой существования мысли, сознания, формируются одна через другую и функционируют одна в другой. Социальный характер речи как средства общения и ее обозначающий характер неразрывно связаны между собой. В речи в единстве и внутрен­нем взаимопроникновении представлены общественная природа человека и свойственная ему сознательность» [20, с.387].

Некоторые авторы среди функций речи отдельно рассматривают так же функцию обобщения, которая «связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков» [22]. Однако, вероятно, функцию обобщения следует рассматривать скорее как функцию языка, на которой базируется сигнификативная функция речи, т.к. именно обобщение лежит в основе обозначения групп предметов и явлений, принадлежащих к одному и тому же классу, одними и теми же условными знаками.

На наш взгляд, существуют основания для отдельного рассмотрения эмоциональной (экспрессивной) функции речи, или функции выражения, которую большинство авторов, как уже упоминалось выше, выделяют как один из аспектов коммуникативной функции.

Во-первых, данная функция речи принадлежит к генетически первичным функциям и проявляется до овладения человека языком: «Эта функция появляется уже у новорожденного ребенка в его первом крике, в кото­ром с помощью аппаратурного анализа была зафиксирована интонация недовольства и протеста» [18, с.144]. «При афатических расстройствах она дольше всего сохраняется. Когда при афатических заболеваниях генетически более поздняя и более высокая по своему уровню «интеллектуальная» речь расстроена, эмоциональные компоненты речи, «эмоциональная» речь иногда сохраняется» [20]. Следовательно, эмоциональная функция речи может быть реализована до овладения языком и вне сознательной деятельности, т.е. экспрессивная функция речи может существовать отдельно от сигнификативной ее функции.

Во-вторых, «большую роль в регулировании экс­прессивной функции играют самоконтроль, наблюдение за самим собой, своим голосом, речью. … Крайности в проявлении экспрессивной функции обычно не соответствуют социальным нормам» [18, с.144]. Это свидетельствует о том, что эмоциональная функция речи не служит одним только целям общения, напротив, в целях общения люди иногда могут ограничивать проявления данной функции речи.

Кроме того, в клинической психологии изучается явление так называемой алекситимии (в буквальном переводе «без слов для чувств», т.е. отсутствие слов для описания чувств) – неспособности некоторых людей к осознанию и выражению своих чувств. Согласно результатам клинических исследований, алекситимия приводит к возникновению психосоматических заболеваний [23], т.е. является нарушением, отклонением от нормы.

Вероятно, перечисленные факты говорят в пользу того, что экспрессивная функция речи играет свою собственную важную роль, которая может быть не связана ни с общением, ни с деятельностью когнитивных процессов, что и позволяет рассматривать данную функцию отдельно от коммуникативной и сигнификативной функций речи.

Таким образом, согласно результатам проведенного теоретического анализа, речь человека служит для реализации следующих функций:

  1. Коммуникативная функция (речь является основным средством общения людей);
  2. Сигнификативная функция (речь является средством деятельности когнитивных психических процессов и носителем их результатов);
  3. Экспрессивная функция (речь является средством выражения эмоций и чувств).

Далее: Виды речи