Диагностика внутренней речи

Скрытый характер процесса внутренней речи значительно затрудняет диагностику данного явления. Так, например, ни в одном из литературных источников, относящихся к категории психологических практикумов [14; 15; 19; 24], нами не обнаружено методов диагностики внутренней речи.

Л.С.Выготский предложил два пути исследования внутренней речи:

  1. Эгоцентрическая речь ребенка, произносимая вслух, как стадия развития внутренней речи: «если наше предположение, что эгоцентрическая речь представляет собой ранние формы внутренней речи, заслуживает доверия, тотем самым решается вопрос о методе исследования внутренней речи. Исследование эгоцентрической речи ребенка является в этом случае ключом к изучению психологической природы внутренней речи» [2];
  2. Значение слова как единица речевой деятельности: «метод исследования интересующей нас проблемы не может быть иным, чем метод семантического анализа, метод анализа смысловой стороны речи, метод изучения словесного значения. Изучая развитие, функционирование, строение, вообще движение этой единицы, мы можем познать многое из того, что может нам выяснить вопрос об отношении мышления и речи, вопрос о природе речевого мышления» [там же].

Современная психология владеет, кроме того, психофизиологическими методами исследования, позволяющими анализировать физиологические проявления психической деятельности (например, электрическая активность головного мозга, активность речедвигательного аппарата).

Однако перечисленные методы диагностики, к сожалению, позволяют лишь косвенно судить о сущности и особенностях явления внутренней речи. Поэтому, вероятно, разработка методов для наиболее глубокого и объективного изучения феномена внутренней речи – задача будущих исследований. А в настоящее время внутренняя речь продолжает оставаться одним из самых загадочных и наименее исследованных психических явлений.

Далее: Заключение