Другие социальные связи подростков

Главными социальными связями подростков в большинстве случаев являются отношения с родителями и сверстниками, однако зачастую система социальных связей подростков не ограничивается перечисленными отношениями. Членами семей подростков нередко являются не только родители, но и сиблинги (братья и сестры), бабушки и дедушки. Значение этих членов семьи для подростка обычно является второстепенным, но, тем не менее, оказывает на него определенное воздействие. Посещая школу, подросток почти ежедневно общается с педагогами, с которыми у него так же формируются определенные отношения, оказывающие влияние на социализацию его личности. Рассмотрим перечисленные социальные связи подростков более подробно.

Взаимоотношения подростка с сиблингами. По мнению А.Адлера, подробно изучавшего проблему взаимоотношений между детьми в семье и влияние положения детей в семье на формирование их личности, многие психологические особенности детей определяются тем, являются ли они первенцами, единственными в семье, старшими или младшими [29]. Современные исследования подтверждают существование данной закономерности: положение детей в семье и порядок их рождения оказывают влияние на психологическое развитие детей и особенности их социализации.

Так, например, старший ребенок в семье «имеет наилучшую исходную позицию для психического развития, поскольку безраздельная любовь и забота родителей в первые годы жизни придают ему чувство определенной устойчивости. Он с детства осознает свое особое положение в семье и, как правило, у него развито чувство ответственности. Если родители поверяют ему свои заботы и делятся с ним своими планами, это как бы приподнимает ребенка, подтверждает его статус.

Совсем другие черты отмечаются у второго ребенка в семье, приходящего в мир, чтобы встретить соперника годом или двумя старше, который раньше всему научился, вызывает у малыша чувство неполноценности и желание догнать. У второго ребенка может наблюдаться развитие непомерного честолюбия и привычки с боем добиваться своего. Он может проявить себя в какой-либо специфической сфере деятельности, обойдя старшего, но такая ситуация чревата осложнениями, так как вызывает ревность старшего и опасение, что выскочка потеснит его в серд­цах родителей.

Младший ребенок с детства часто окружен всеобщим обожанием, все опекают его, многое делают за него и постоянно поучают и воспитывают. Такое положение может стимулировать его к тому, чтобы доказать, что он может сделать все сам, и он зачастую вырастает человеком, отчаянно стремящимся к превосходству и решившим быть лучше во всем (и действительно часто обгоняет всех остальных членов семьи и становится самым способным ее членом). Другая группа младших детей не имеет достаточной энергии и уверенности в себе из-за характера взаимоотношений со старшими сиблингами, и тогда старается уклоняться от своих обязанностей, избегает таких опасных ситуаций, как проверка его способностей.

Единственный ребенок полностью отдан на милость своего воспитания, поскольку его родители, так сказать, «не имеют выбора». Он становится чрезвычайно зависимым, совершенно не привык к трудностям. Будучи центром внимания, единственный ребенок очень легко может возомнить, что он и в самом деле чрезвычайно ценная особа» [29].

А.А. Реан выделяет следующие аспекты взаимоотношений подростков с сиблингами [29]:

  1. Во взаимоотношениях с младшими сиблингами подростки нередко выступают в роли вторых родителей. Если взаимоотношения в семье положительные, то в таких случаях подростки чувствуют, что младшие братья и сестры их любят и восхищаются ими, подростки ощущают благодарность родителей за помощь в уходе за младшими и свою полезность. Это укрепляет их уверенность в себе и чувство собственного достоинства, способствует развитию ответственности как свойства личности. Если же взаимоотношения в семье неблагоприятные, то подростки ревность и зависть к младшим сиблингам, «отнимающим» у них любовь и заботу родителей, и определенная предрасположенность испытывать эти чувства переносится затем и во взрослую жизнь.
  2. Подростки, имеющие старших сиблингов, зачастую с детства воспринимают их как некий образец, пример для подражания и перенимают свойственные старшим сиблингам стереотипы поведения и даже черты характера.
  3. Взаимоотношения подростков с сиблингами нередко строятся таким же образом, как и взаимоотношения подростков со сверстниками-друзьями. В основе таких отношений лежит потребность в интимно-личностном общении. Такие сиблинги общаются на глубоком эмоциональном уровне, становятся друг для друга доверенными лицами.
  4. Конфликты и ссоры между сиблингами играют положительную роль в социализации подростков. Они дают возможность на практике изучить способы примирения, поведения и общения с другими детьми, в частности с представителями противоположного пола.

Таким образом, взаимоотношения с сиблингами играют важную роль в социализации подростков и служат моделью построения отношений с другими людьми, в частности с противоположным полом.

Взаимоотношения подростков с бабушками и дедушками. В норме влияние бабушек и дедушек на социализацию подростков является положительным. Бабушки и дедушки, как правило, являются хранителями семейных традиций, семейной истории, что оказывает позитивное влияние на формирование ценностной системы подростка, усвоение им социальных норм и правил.

Во взаимоотношениях с бабушками и дедушками подростки «учатся «помогающему поведению», отзывчивости к другим людям, чувствуя зависимость бабушек и дедушек от уважения и заботливого отношения детей и внуков, их потребность в признании авторитета» [29]. Кроме того, старшее поколение в семье помогает подросткам лучше понять собственных родителей, посмотреть на них с другой точки зрения.

Однако нередко во взаимоотношениях подростков с бабушками и дедушками возникают отклонения от нормы. Ф.Райс выделяет два основных вида таких отклонений [29]:

  1. Неблагоприятный тип взаимоотношений, при котором пожилые люди начинают претендовать на чрезмерно активную роль в воспитании детей, донимают подростков нравоучениями, попытками постоянно контролировать их (даже против воли родителей), что становится в семье источником постоянных конфликтов.
  2. Тип взаимоотношений, при котором бабушки и дедушки чрезмерно балуют и защищают подростков, подрывая тем самым основы семейной дисциплины и побуждая их в конечном счете к непослушанию и проявлению различных отклонений в поведении.

Таким образом, взаимоотношения подростков с бабушками и дедушками и их влияние на социализацию подростков и формирование их личности может быть различным в зависимости от воспитательной позиции бабушек и дедушек.

Взаимоотношения подростков с учителями. Подростковый возраст является трудным и для самих подростков, и для их родителей, и для учителей. Многие закономерности, характерные для взаимоотношений подростков и родителей, так же свойственны взаимоотношениям подростков и учителей.

Так, например, «чувство взрослости» подростка приводит к тому, что он примеряет на себя позицию «на равных» в отношениях не только с родителями, но и с учителями. В результате, если для младшего школьника учитель является непререкаемым авторитетом, то подростки «предъявляют высокие требования к деятельности, поведению, свойствам личности учителя. Устанавливая отношения со многими учителями, они постоянно их оценивают. На основе этих оценочных суждений подросток строит свое отношение к учителям» [31].

Положительно подростки относятся только к тем учителям, которые уважают их личное достоинство. Но если младшие подростки строят свое отношение к учителям только на основе стиля общения педагогов с ними, то старшие подростки, кроме того, высоко ценят профессиональное мастерство учителя. Кроме того, в младшем подростковом возрасте отношение к конкретным учителям формируется достаточно быстро, то старшие подростки длительно изучают учителей, прежде, чем сформируется устойчивое отношение к ним [21].

Отрицательное отношение подростков формируется к тем учителям, которые, напротив, подрывают их чувство собственного достоинства: «подросток решительно не переносит роль неудачника, ему невозможно представить себя «плохим», «худшим», нестерпимо сравнение не в его пользу. Поэтому в обычных, домашних и школьных ситуациях публичные разносы, которые мы так любим, необходимо исключить, заменив их разговором наедине или в очень узком кругу, в котором акцент делается на факте поступка, а не на качествах личности (не «ты – хам», а – «ты сегодня очень нехорошо, по-хамски разговаривал с таким-то», и не – «ты вообще всегда…», а только про то, что происходит «здесь и теперь» – эти правила можно считать универсальными для общения с людьми любого возраста). Человек не равен своему поступку, он, как правило, оказывается в момент поступка или лучше, или хуже себя, и это общее правило особенно справедливо для подросткового мировосприятия» [21].

Таким образом, социальные связи подростков заключены не только во взаимоотношениях с родителями и сверстниками, но и в отношениях с другими членами семьи и со школьными учителями. В отдельных индивидуальных случаях подростки могут взаимодействовать и с различными другими лицами. Но все социальные связи подростка объединены общей закономерностью: они оказывают значимое влияние на развитие личности и социализацию подростка, и многие усвоенные в этом возрасте способы взаимодействия с окружающими переносятся в дальнейшем в его взрослую жизнь.

Далее: Заключение