Влияние состава семьи на развитие личности ребенка

По мнению Т.В.Андреевой, главным фактором состава семьи, влияющим на развитие ребенка, является число взрослых членов семьи, воспитывающих ребенка, точнее, соотношение числа взрослых и количества детей в семье, определяющее, какой уровень внимания взрослых достается каждому ребенку [2]. Чем больше взрослых людей занимаются с ребенком, тем больший опыт приобретает ребенок, и тем, как правило, интенсивнее осуществляется его развитие.

Кроме того, «в исследованиях, проведен­ных под руководством Т. А. Репиной (1979), была обнаружена прямая связь между числом взрослых, воспитывающих ребенка, и такими его качествами, как умение проявить сочувствие к другому, отсутствие агрессивности и общая зависимость, организаторские умения, самостоятельность, настойчивость. Если в воспитании ребенка наряду с родителями принимают участие бабушки и дедушки, он в боль­шей степени проявляет сочувствие к окружающим, более доброжелателен к лю­дям, но одновременно менее самостоятелен, менее настойчив, в меньшей мере владеет организаторскими качествами» [4, с.242]. Таким образом, количество взрослых людей в семье ребенка определяет развитие его коммуникативных и нравственных качеств.

В современных семьях наиболее распространена однодетность [2]. Единственному ребенку в семье достается, как правило, больше внимания, чем каждому из двоих или более детей в семьях с несколькими детьми, поэтому, с одной стороны, единственный ребенок оказывается в условиях, более благоприятных для развития. Результаты исследований подтверждают, что единственные дети в семье обычно хорошо учатся в школе, обладают более высокоразвитым интеллектом и стремлением к самосовершенствованию, непринужденно чувствуют себя наедине с собой и имеют высокий уровень самооценки [там же].

С другой стороны, единственный ребенок «долго нахо­дится под контролем матери и ожидает такой же заботы и защиты от других. Главной особенностью этого стиля жизни становится зависи­мость и эгоцентризм. Такой ребенок на протяжении всего детства продолжает быть средоточием семьи. … потом единственный ребенок как бы пробуждается и открывает для себя, что больше не находится в центре внимания. Единственный ребенок никогда ни с кем не делил своего центрального положения, не боролся за эту позицию с братом или сестрой. В результате … у него бывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками» [2, с.275-276]. При этом неблагоприятные последствия для ребенка порождает не столько однодетность семьи как таковая, сколько характерный для таких семей тип воспитания («кумир семьи») [8].

Дети из многодетных семей характеризуются, как правило, более низкой самооценкой, чаще болеют, испытывают материальные и жилищные затруднения, более подвержены влиянию асоциальных факторов и т.п. [2], что случается значительно реже с единственными детьми в семье. Однако социализация детей из многодетных семей имеет и положительные стороны, такие как [2]:

  • Раннее приобщение подростков из многодетных семей к труду в связи с их включением в работу по дому;
  • Привязанность между братьями и сестрами;
  • Обогащение жизненного опыта ребенка благодаря примеру стар­ших братьев (сестер) и заботе о младших и опыту повседневного общения на равных с братьями и сестрами;
  • Воспитание в семейном коллективе в условиях, более близких, чем суще­ствование единственного ребенка в семье, к дальнейшей взрос­лой жизни с ее необходимостью учитывать интересы других людей, взаимодействовать на равных, заботиться о слабых и т.п.

Различия личностных особенностей детей из многодетных и малодетных семей подробно описаны Н.В.Плисенко: «В малодетных семьях дети более уверены в себе, тогда как в многодетных дети более заботливы, лучше воспитаны и более ответственны, менее зависимы и менее властны. Маленькие семьи создают худшие условия для воспитания у детей независимости и способности к оказанию помощи. Развитие в многодетных семьях более гармонично, потому что родители меньше вмешиваются во взаимоотношение детей. … По мнению Кошоновой М.Р., у дошкольников из многодетных семей формируется более точная, полная и разностороннее представление о себе, чем у их ровесников из малодетных семей. … Дошкольники из многодетных семей имеют возможность видеть свое «отражение» сразу нескольких различных «зеркалах». Они корректируют представление о своих возможностях путем учета оценок партнеров разных возрастов, сопоставления своих успехов с успехами детей разных возрастов. Дошкольники из многодетных семей могут рассказать о себе в 1,5-2 раза больше, чем дошкольники из однодетных семей. Расширение контактов с другими детьми усиливает критичность в отношении к себе уже с пятилетнего возраста» [8, с.53]. Таким образом, в малодетных семьях и в семьях с одним ребенком предоставляются лучшие условия для интеллектуального развития, а в многодетных семьях – для развития положительных личностных качеств детей.

Наличие сиблингов (братьев и сестер) в семье способствует развитию у детей коммуникативных навыков, поскольку дети проводят намного больше времени, взаимодей­ствуя со своими братьями и сестрами, чем с родителями [2; 6]. Сиблинги «предоставляют детям такой контекст для общения, который не может быть достигнут с родителями, – … взаи­моотношения на равных» [2, с.265]. Кроме того, «предельная откровенность между сиблингами позволяет … испытать взлеты и падения человеческих отношений на базальном уровне. Сиблинги могут быть беззаветно преданы друг другу, а могут презирать друг друга и/или развивать отношения любви-ненависти, которые иногда сохраняются на протяжении всей жизни. Хотя родители дошкольников часто жалуются на соперничество своих де­тей, которое приводит к ссорам и дракам, сиблингов обычно связывают сильная привязанность и дружба … для них не проходит бесследно жизнь бок о бок с равными себе по положению (дети одной семьи) и в то же время не равными по ряду других качеств: возрасту, росту, полу, знаниям, уму, внешней привлека­тельности и т.д. – людьми. Действительно, очень важно то, что братья и сестры помогают друг другу усваивать социальные понятия и роли, то подбивая друг друга на какие-то действия, то от чего-то удерживая» [5, с.441-442].

На развитие ребенка оказывает влияние и то, является ли его семья полной или неполной. Неполной называется семья, в которой отсутствует один из родителей (в большинстве случаев отец). В неполных семьях снижается соотношение количество взрослых и детей, оказывающее значимое воздействие на развитие ребенка, т.е. у ребенка ограничивается опыт близких взаимоотношений, и все эмоциональные привязанности ребенка концентрируются на матери. В результате у ребенка возникает зависимость от матери и сложности в процессе адаптации к обществу [8].

Поскольку в неполных семьях матери в одиночку осуществляют не только воспитательные, но и экономические функции, такие семьи чаще испытывают экономические трудности. Но экономические проблемы неполных семей оказывают влияние на развитие ребенка не столько как таковые, сколько в связи с тем, что «женщины, возглавляющие такие семьи, нередко отличаются психической неурав­новешенностью вследствие постоянного напряжения в непрекращающейся борьбе за выживание. Многие из них страдают депрессией и невротической тревогой, что мешает им стать внимательными и заботливыми матерями» [5, с.516]. Повышенная занятость матерей-одиночек приводит к тому, что они меньше уделяют времени своим детям [8]. В неполных семьях возникает и опасность «однобокости» в воспитании и в формировании половой идентичности ребенка, особенно если одинокий родитель воспитывает ребенка противоположного пола [там же].

По составу семьи делят так же на нуклеарные и расширенные. Нуклеарными называются семьи, в состав которых включены только родители и дети, а в состав расширенных семей входят так же и другие члены, обычно дедушки и бабушки. Присутствие прародителей в семье оказывает, как правило, положительное воздействие на развитие личности ребенка: «Чем сложней семья и сложнее в ней ролевая структура, тем богаче социокультурный опыт, который приобретает ребенок в семье. Такая семья представляет собой общество и культуру в миниатюре …  Прародители дают ребенку совершенно особый эмоциональный опыт взаимоотношений с людьми (терпимость и всепрощение), с одной стороны, с другой – они дополняют роли отца и матери. … Несомненным достоинством трехпоколенной семьи является то, что ребенок распределяет свои эмоциональные привязанности среди всех членов семьи, что способствует формировании независимости и самостоятельности» [8, с.22].

Однако в зависимости от индивидуальных особенностей родителей, прародителей и их взаимоотношений между собой расширенная структура семьи может накладывать и негативный отпечаток на психическое развитие ребенка: «Потенциальные и реальные, скрытые и открытые конфликты, прежде всего, между представителями разных поколений … психологически не совместимы его эмоциональные привязанности к различным членам семьи. Ребенок часто сталкивается с несовместимыми требованиями, исходящими от разных взрослых. Ребенка это травмирует, однако, тем не менее, когда он вырастает и поступает в школу, его уже не шокируют различные, часто не совместимые ожидания по отношению к нему, идущие от товарищей, учителей и родителей. Он легко лавирует между теми, другими и третьими» [там же, с.23].

Таким образом, состав семьи (а именно соотношение количества взрослых членов семьи и детей, наличие или отсутствие сиблингов и прародителей, присутствие в семье обоих родителей или только одного из них) оказывает существенное влияние на психическое развитие ребенка. Однако состав семьи воздействует на формирование личности ребенка не прямо, а опосредованно, через те взаимоотношения, которые складываются между ребенком и другими членами семьи и определяют его позицию и роли в семье.

Далее: Влияние взаимоотношений в семье на развитие ребенка