Влияние социокультурного уровня семьи на развитие ребенка

Социокультурный уровень семьи – это уровень культуры и образования родителей и других взрослых членов семьи ребенка (субъективные аспекты социокультурного уровня семьи), а также особенности внешней среды, условий жизнедеятельности семьи (объективные аспекты социокультурного уровня семьи).

Уровень культуры и образования родителей проявляется в уровне развития следующих качеств [2]:

  • нравственных качеств и преобладающих в семье ценностей;
  • волевых (наличие – отсутствие лидерских качеств, муже­ственности, способности постоять за себя и за детей);
  • эмоциональных (теплота – холодность в отношениях между людьми),
  • интеллектуальных (уровень развития интеллекта старших);
  • культурных (образование, особенности культуры, в том чис­ле этнические особенности);
  • познавательных и творческих особенностей.

Общая закономерность такова, что чем выше уровень развития перечисленных качеств, тем более благоприятное воздействие оказывает субъективный (культурно-образовательный) аспект семейной среды на развитие ребенка.

Объективные особенности среды, в которой живет семья, разделяют на особенности видимой среды и особенности звуковой среды. «Видимая среда – это интерьер жилища, стиль мебели, обои, картины, одежда. Они формируют у ребенка первоначальный зрительный опыт и вкус, образуя фундамент, на основе которого ребенок будет видеть, и оценивать объекты внешнего мира. Под звуковой средой понимают как преобладающую музыку в семье, так и другие звуки ближайшего окружения (тишина и пение птиц в маленькой деревне, или грохот трамвая с утра до ночи)» [8, с.20]. Чем более гармоничны и разнообразны особенности видимой и звуковой среды, на фоне которой семья осуществляет свою жизнедеятельность, тем более благоприятным является влияние объективной среды.

Все перечисленные факторы, связанные с социокультурным уровнем семьи, определяют тот материальный, психологический и духовный мир семейной жизни, в которую погружен ребенок и который оказывает на него большое влияние.

Однако результаты научных исследований говорят о том, что социокультурный уровень семьи не относится к числу наиболее значимых факторов, влияющих на развитие ребенка: «анализ социально-психологической характеристики семей показал, что низкое материальное положение, сред­нее и среднее специальное образование, отсутствие одного из родителей в семье не являются показательными … Отсутствует закономерная связь между социальным статусом семьи и ее педагогической состоятельностью. А именно, не все полные семьи с родителями с высшим об­разованием и с достаточным материальным положени­ем имеют отношения глубокого понимания, доверия, люб­ви, высокую мотивацию в оказании помощи учреждению в воспитании и обучении своего ребенка, не видят своего участия в делах детского сада, пессимистичны в отноше­нии будущего своего ребенка» [13, с.343].

Таким образом, по степени значимости влияния на психологическое развитие ребенка на первый план выступают глубокие психологические особенности семьи, в первую очередь, личностные качества членов семьи, их взаимоотношения между собой и, главным образом, отношение родителей к ребенку.

Далее: Заключение