Понятие самореализации личности в современной психологии

На современном этапе развития психологической науки можно констатировать многообразие подходов к проблеме самореализации личности, до сих пор не существует общепринятой концепции самореализации, не разработано единого определения данного понятия.

Термин «самореализация» (self-realisation) впервые приводится в английском Словаре по философии и психологии в 1902 г.: «Самореализация – осуществление возможностей развития Я. Такое определение соответствует доктрине, согласно которой высшим конечным результатом развития является самореализация или самоосуществление» [цит. по: 12, с.8].

В настоящее время так же понятие «самореализация» чаще всего трактуется как «реализация собственного потенциала» [13], однако до сих пор «представляется невозможным даже классифицировать это понятие по форме – является ли это явлением, процессом, потребностью, свойством или чем-то иным» [13]. В современных научных работах самореализация рассматривается, преимущественно, в следующих формах [20]:

  1. Как цель – в исследованиях самоактуализации личности;
  2. Как состояние – в связи с вопросом удовлетворенности самореализацией;
  3. Как результат – как определенный уровень личностного развития по критерию «успех-неуспех»;
  4. Как итог – в исследованиях, направленных на осмысление временных отрезков жизненного пути, либо при оценке прожитой жизни в целом;
  5. Как средство – в некоторых философских работах.

Выделяют также различные уровни (аспекты) рассмотрения самореализации личности [4]:

  • Философский уровень, на котором изучается суть и условия самореализации человека в связи с развитием человечества в целом;
  • Социальный уровень, на котором решаются вопросы о путях и способах самореализации личности в обществе;
  • Психологический уровень, на котором самореализация рассматривается в трех аспектах: как потребность, как деятельность и как объективный и субъективный результат этой деятельности;
  • Педагогический уровень, который обосновывает определение функции самореализации личности как универсальной личностной способности к выявлению, раскрытию и опредмечиванию своих сущностных сил.

При этом наиболее разработанной проблема самореализации личности является в философском аспекте [4], и поэтому нередко в психологии исследователи самореализации опирались на философские подходы к данному явлению [20], что не способствовало подлинно научному эмпирическому изучению данного феномена.

Недостаточная разработанность темы самореализации личности в современной науке, по-видимому, обусловлена так же сложностью и многогранностью самого феномена самореализации. Кроме того, «самореализация не может наблюдаться непосредственно и объективно, мы можем наблюдать лишь ее эффекты и результаты, отраженные в психике субъекта. Самореализацию трудно измерить в силу ее высокой субъективности, трудно контролировать в ходе эксперимента в силу влияния огромного количества факторов, что затрудняет применение измерительных и экспериментальных методов исследования» [13]. К числу причин недостаточной разработанности данной темы относится также то, что проблема самореализации личности заинтересовала ученых относительно недавно.

Объектом пристального научного внимания тема самореализации стала лишь в последней трети ХХ века [1]. По-видимому, это связано, что проблема самореализации личности приобрела острую актуальность лишь с достижением современного уровня развития цивилизации: «Появление понятия самореализации связано с ускорением социального развития, ускорением социальных трансформаций во всех сферах жизнедеятельности общества. Это привело к изменениям в траекториях жизненного пути личности. Чтобы быть успешно интегрированной в жизнь социума, личность должна постоянно осуществлять выборы в образовательной сфере, профессиональной деятельности, межличностных отношениях, формах проведения досуга, поддержания здорового образа жизни и т.д.» [21].

Проблемой самореализации личности занимались такие известные зарубежные исследователи, как К.Юнг, Э.Эриксон, Э.Фромм, Ш.Бюлер, Р.Ассаджиоли, К.Гольдштейн, А.Маслоу, К.Роджерс, Дж.Олпорт, Р.Мэй, В.Франкл, Э.Шостром, К.Гроф, при этом буквально все перечисленные авторы трактовали данное понятие по-разному [1; 8; 19].

В отечественной психологии тему самореализации личности затрагивали такие классики советской науки, как Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, однако они рассматривали самореализацию не как самостоятельное явление, а как составную часть понятия «самоопределение», и такая тенденция была характерна для отечественной науки вплоть до 1990-х годов [8]. Значительные наработки в этой области осуществлены в работах А.А.Бодалева, А.Н.Леонтьева, К.А.Абульхановой-Славской [19]. Современные отечественные авторы рассматривают самореализацию личности как самостоятельное явление, но, так же, как и зарубежные исследователи, трактуют это понятие по-разному.

Наибольший вклад в изучение самореализации внесли представители гуманистического направления в психологии, и, прежде всего, Абрахам Маслоу в разработанной им концепции самоактуализации.

Самоактуализация – это «непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы, как более полное познание и приятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности» [16]. Самоактуализация – это и потребность, и процесс, и высший уровень развития [14].

Маслоу начал исследование феномена самоактуализации с изучения жизни, ценностей и отношений заинтересовавших его людей, которые казались ему наиболее душевно здоровыми и творческими, тех, кто достиг более оптимального, эффективного и здорового уровня функционирования, чем большинство других людей. Он считал, что таких людей ничтожное меньшинство – около 1% населения [14]. Он предпринял обширное исследование самоактуализирующихся людей, в результате которого были выделены 15 основных присущих им особенностей [22]:

  1. Более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней;
  2. Принятие (себя, других, природы);
  3. Спонтанность, простота, естественность;
  4. Центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе);
  5. Некоторая отъединенность и потребность в уединении;
  6. Автономия, независимость от культуры и среды;
  7. Постоянная свежесть оценки;
  8. Мистичность и опыт высших состояний;
  9. Чувства сопричастности, единения с другими;
  10. Более глубокие межличностные отношения;
  11. Демократическая структура характера;
  12. Различение средств и целей, добра и зла;
  13. Философское, невраждебное чувство юмора;
  14. Самоактуализирующееся творчество;
  15. Сопротивление аккультурации.

Маслоу отмечал, что все самоактуализирующиеся люди имеют общую особенность деятельности: они «все без исключения, вовлечены в какое-то дело, во что-то находящееся вне них самих. Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них – это своего рода призвание, в старом, проповедническом смысле слова. Они занимаются чем-то, что является для них призванием судьбы и что они любят так, что для них исчезает разделение «труд – радости». Один посвящает свою жизнь закону, другой – справедливости, еще кто-то – красоте или истине. Все они тем или иным образом посвящают свою жизнь поиску того, что я назвал «бытийными» (сокращенно «Б») ценностями, т. е. поиску предельных ценностей, которые являются подлинными и не могут быть сведены к чему-то более высокому. Имеется около четырнадцати таких Б-ценностей: истина, красота, добро древних, совершенство, простота, всесторонность и несколько других» [16].

Кроме того, самоактуализирующиеся люди имеют выраженные особенности общения: для них характерна «более выраженная социальность (готовность к искреннему и продуктивному взаимодействию с другими людьми) и направленность на общечеловеческие интересы сочетаются у самоактуализирующихся людей с более ярко выраженной индивидуальностью» [14].

Он также отмечал яркие особенности любви и креативности самоактуализирующихся людей [14].

Коренное различие между самоактуализирующимися и не самоактуализирующимися людьми Маслоу видел в их мотивации. С его точки зрения, у первых выражена потребность в самоактуализации (метапотребность), однако проявляется она только при условии удовлетворения потребностей более низкого уровня (дефицитарных потребностей – физиологических, потребности в безопасности, уважении и т.д.). Маслоу считал, что метамотивация присуща человеку от природы, но в зависимости от социальных влияний (нищета, эксплуатация, предрассудки) ее актуализация может и не произойти. Автор писал: «Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек – это полное человеческое существо, с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями» [цит. по: 22].

По мнению Маслоу, заглушение и подавление собственных способностей и одаренностей приводит к развитию у людей особого рода нарушений душевного здоровья – метапатологии [16]. Метапатология может причинять человеку внутренний дискомфорт, об истинных причинах которого он может и не догадываться.

Следует отметить, что ни у кого из своих респондентов Маслоу не обнаружил полного набора из перечисленных выше 15-ти качеств, и извлек из этого вывод, что понятие «самоактуализирующиеся люди» описывает не столько людей, сколько идеальный предел, к которому они приближаются. «Создается впечатление, – пишет Маслоу, – как будто у человечества есть единственная конечная цель, отдаленная цель, к которой стремятся все люди. Разные авторы называют ее по-разному: самоактуализация, самореализация, интеграция, психическое здоровье, индивидуализация, автономия, креативность, продуктивность, – но все они согласны в том, что все это синонимы реализации потенций индивида, становления человека в полном смысле этого слова, становления тем, кем он может стать» [14].

Таким образом, понятие самоактуализации в высшей степени схоже с понятием самореализации. Близкими к понятию самореализации являются также понятия «самоосуществление», «личностный рост» и «развитие личности» [4; 5; 9]. Эти понятия «описывают очень близкие явления: полную реализацию подлинных возможностей; стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих возможностей и способностей; внутреннюю активную тенденцию развития себя, что-то вроде истинного самовыражения; стремление человека стать тем, чем он может стать» [4].

Таким образом, понятие самореализации в современной науке находится на стадии разработки: общепринятого определения данного термина в литературе нет. Кроме того, существует несколько терминов, близких по сущности к термину «самореализация», и четких границ между этими терминами так же нет. В современной отечественной литературе большинство авторов [9; 11; 20; 24 и др.] придерживаются определения самореализации личности, предложенного Л.А.Коростылевой, согласно которому «самореализация – это осуществление возможностей развития Я посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом и миром в целом» [12, с.8-9].

Далее: Факторы саморазвития личности