Индивидуальные особенности самореализации личности

Поскольку самореализация является функцией, прежде всего, индивидуальности человека, существуют выраженные индивидуальные различия самореализации. А в связи с тем, что самореализация личности является сложным системным образованием, индивидуальные различия самореализации проявляются буквально во всех его подсистемах. Кроме того, самореализация личности имеет не только качественные, но и количественные измерения, и индивидуальные вариации касаются и количественного аспекта самореализации.

Для количественного измерения уровней самореализации используются критерии самореализации. В современной научной литературе мнения различных авторов о критериях самореализации сходятся [2; 12; 20; 21 и др.]. Согласно общепринятой точки зрения, к критериям самореализации относятся:

  1. Удовлетворенность (субъективный критерий):
    1. Удовлетворенность личности собой, своими достижениями, жизнедеятельностью в целом (но удовлетворенность, не достигающая максимального уровня, т.к. некоторая неудовлетворенность способствует дальнейшей самореализации);
    2. Удовлетворенность социума личностью и результатами ее деятельности в обществе.
  2. Продуктивность (объективный критерий):
    1. Продуктивность (полезность) самореализации для самой личности;
    2. Полезность для общества продуктов самореализации личности.

Поскольку самореализация личности представляет собой «процесс ее преобразования из субъективно-психологической во внешне-объективную форму бытия» [18] и результаты самореализации воплощаются в изменениях внешнего мира, продуктивность отражает то, насколько полезными являются эти изменения. Польза самореализации для общества заключается в том, что самореализация способствует формированию социально одобряемых образцов личностной успешности, которые могут служить примером для подражания следующих поколений, служит стабилизации общества, повышению его «социального капитала». Благодаря самореализации происходят личностный рост и развитие личности, она формирует психологически здоровую, хорошо адаптированную личность, и в этом ее польза для личности [21]. В свою очередь, удовлетворенность отражает чувство истинности своей жизни, то, что человек нашел свой путь и движется в правильном направлении.

Успешная самореализация личности влечет за собой развитие личности и личностный рост человека. Она является источником изменений психологических свойств человека, затрагивающих его взаимоотношения с внешним и внутренним миром. С.Л. Братченко и М.Р.Миронова [5] различают следующие критерии личностного роста:

  1. Интраперсональные (связанные с отношением человека к самому себе): принятие себя, открытость внутреннему опыту переживаний, самопонимание, ответственная свобода, целостность личности, динамичность как гибкость и открытость изменениям.
  2. Интерперсональные (связанные с взаимоотношениями субъекта с внешним миром): принятие других, понимание других, социализированность личности как стремление к конструктивным социальным взаимоотношениям и открытость, естественность и гибкость в социальных контактах, творческая адаптивность как готовность смело и открыто встречать жизненные проблемы и творчески справляться с ними.

В зависимости от того, насколько успешной является самореализация личности, какого уровня личностного роста достиг человек, различают следующие виды самореализации личности по критерию развития функции самореализации личности [4]:

  1. Низкий уровень – личность характеризуется отсутствием стремления к выявлению и раскрытию своих возможностей и потенций; безразличным отношением к себе; слабыми предметными знания и умения; способностью к реализации тех своих личностных качеств, которые ярко выражены, не проявляя волевых усилий к реализации себя в деятельности; стремлением к получению одобрения как со стороны взрослого, так и ровесников; склонностью действовать только под чьим-либо руководством.
  2. Средний уровень – потребности и мотивы выявления и раскрытия своих возможностей и способностей носят ситуативный характер и зависят от положительной (отрицательной) оценки на проявляющиеся (не проявляющиеся) возможности и способности или значимости отдельных из них. Владение предметными знаниями и умениями на репродуктивном уровне; личность способна к реализации тех своих качеств, которые ярко выражены, не проявляя волевых усилий реализации себя в деятельности.
  3. Высокий уровень – характеризуется осознанным стремлением к выявлению и раскрытию своих возможностей и способностей; умением реализовать себя и свои знания в различных ситуациях; самостоятельностью в действиях и поступках; способностью ставить перед собой цели и проявлять волевое усилие в ее достижении; сознательно проявлять способность к рефлексии, но не доводя ее до саморегулирования своей деятельности.
  4. Высший уровень – характеризуется устойчивым стремлением к выявлению и раскрытию сущностных сил и возможностей; знания отличаются глубиной, целостностью, получение их систематично; проявлением воли и настойчивости в достижении поставленных целей и задач; активностью, реализацией своих способностей и возможностей в нестандартных ситуациях; чувством удовлетворения от реализации своих сущностных сил; способностью адекватно рефлексировать себя и других, достигая уровня саморегуляции; свободной и самостоятельностью в выборе деятельности для реализации своих возможностей. Результаты личностных изменений в деятельности отличаются оригинальностью и неповторимостью.

Существует несколько классификаций видов самореализации личности, построенных и по другим критериям. Одним из оснований для классификации является содержательный аспект самореализации: виды самореализации соответствуют сферам жизнедеятельности, в которых осуществляется самореализация личности субъекта. Наиболее обобщенная классификация различает внешнюю и внутреннюю самореализацию: «Внешняя направлена на самовыражение индивида в различных сферах жизнедеятельности: профессии, творчестве, спорте, искусстве, учебе, политической и общественной деятельности и др. В то время как внутренняя обеспечивает самосовершенствование человека в физическом, интеллектуальном, эстетическом, нравственном и духовном аспектах» [13].

К основным сферам самореализации относятся профессиональная деятельность и семья, к дополнительным – социальное взаимодействие, общественная активность, самообразование, увлечения и др. [19; 21]. По мнению С.Кудинова, сферы жизнедеятельности человека можно разделить на три группы, в любой из которых может осуществляться самореализация личности [13]:

  1. Предметно-деятельностная – характеризуется самореализацией в различных видах деятельности и обеспечивает высокий уровень профессиональной компетенции. Причем деятельность не обязательно может быть связана с официальной профессией субъекта, это может быть любительский спорт, художественное творчество, учеба и т.д.
  2. Социально-коммуникативная – самореализация связана с выполнением гуманитарной миссии, общественно-хозяйственной, общественно-политической, общественно-педагогической либо любой иной общественно-полезной деятельностью.
  3. Субъектно-личностная – самореализация способствует духовному росту человека, обеспечивая развитие личностного потенциала: ответственности, любознательности, общительности, трудолюбия, настойчивости, инициативности, эрудиции, креативности, нравственности и т.д.

Следующий критерий для классификации видов самореализации личности – критерий истинности/навязанности. «Истинная самореализация – выборы личности относительно траектории своей самореализации. Навязанная – воспринимаемая личностью как своя, но навязанная средствами массовой коммуникации, рекламой. Примером такой самореализации может служить престижное потребление, подражание определенным социальным группам» [21].

И.В.Солодовникова  выделяет различные уровни самореализации, критериями для оценки которых выступают и качественные, и количественные характеристики самореализации [21]:

  1. Отсутствие самореализации – личность этого типа убеждена, что результат не может быть достигнут целенаправленно и предсказуемо. Такой человек пассивен, реализует в поведении стратегию «ухода» от принятия решений. Например, религиозное растворение личности в любви к Богу.
  2. Нормативная самореализация характеризуется преобладанием внешних по отношению к личности стратегий, соответствует ожиданиям социального окружения. Человек удовлетворен своей деятельностью и ее результатом, но источником поведения выступают внешние, «отчужденные» требования. Например, желание выйти замуж к определенному возрасту, так как позже будет поздно, причем выбор брачного партнера может быть не очень удачным.
  3. Выбор собственной траектории самореализации. При этом выборе преобладают внутренние устремления, сопровождаемые уверенностью в том, что осуществляемые социальные практики эффективны. Источником поведения при этом выступает осознание своих потребностей и чувств, маркирующие усвоенные (или порожденные личностью) нормы и ценности.

Таким образом, самореализация личности имеет выраженные индивидуальные особенности, проявляющиеся как в отдельных ее структурных компонентах, так и в количественном измерении. Существуют самые разные виды и уровни самореализации. Высший уровень самореализации соответствует критериям удовлетворенности и продуктивности (полезности) самореализации как для личности, так и для общества.

Далее: Заключение