Введение

Актуальность исследования. На современном историческом этапе условия жизни людей находятся в процессе непрерывного улучшения. Большинство развитых стран огромное внимание уделяют жизненному уровню своих наций, в том числе далеко не последнее место в рамках этой тенденции занимает забота о здоровье людей.

Развитие медицины в течение последних столетий, а особенно десятилетий, сыграло существенную роль в жизнедеятельности человечества. Спасая жизни больных и поддерживая их дальнейшее существование, медицина позволила человечеству как биологическому виду выйти за пределы законов природы: благодаря ей, выживали и выживают не только физически сильнейшие из людей. Однако существует и другая, скрытая сторона медали, влияние медицины оказалось двойственным: помимо неоспоримых гуманных позитивных последствий реализации достижений этой науки, обнаружились и отрицательные результаты.

Болезни людей, которые погибли бы в ходе естественного отбора, но выжили благодаря труду врачей, закреплялись и закрепляются на генетическом уровне и, следовательно, передаются по наследству. В результате из поколения в поколение в геометрической прогрессии растет число нездоровых людей, и это является одной из ведущих глобальных проблем человечества.

В настоящее время появляется все больше и больше исследований, доказывающих, что то, каковым будет здоровье ребенка, во многом зависит от состояния матери во время беременности. К сожалению, до сих пор внимание специалистов к беременной женщине, в основном, ограничивается физиологическими процедурами и анализами физического состояния. Однако значение имеет не только влияние физического аспекта окружающей среды, например, общеизвестные факты негативного воздействия проникновения в материнский организм ядов (алкоголь, никотин, наркотические вещества)[1], но не менее важную роль играет внутреннее психологическое состояние.

Вот только некоторые из возможных последствий отрицательного отношения матери к будущему ребенку: «более 35% нежеланных беременностей не донашивается (4% в популяции), отмечаются высокая частота патологии беременности и родов. Так, одно только преждевременное излитие околоплодных вод наблюдается более чем в 60% случаев. Более 50% новорожденных рождается с признаками внутриутробной гипоксии. Почти 45% даже доношенных «отказных детей» появляются на свет с явлениями функциональной и морфологической незрелости. Этот показатель в популяции – не более 10%. Более чем у половины таких «отказных» новорожденных обнаруживаются симптомы нарушения мозгового кровообращения, и они нуждаются в интенсивном лечении сразу после рождения (для сравнения: в популяции число таких младенцев составляет 14,8%)».[2]

Поэтому психологическое состояние беременной женщины является крайне важным не только для самой женщины, но и для ее будущего ребенка. Эмоции, испытываемые женщиной в этот период, должны быть позитивными для того, чтобы физическое и психологическое здоровье ребенка не оказались нарушенными.  Этим и обусловлена актуальность данной работы.

Психологическое значение и научная новизна работы заключаются в том, что впервые проводится подробный теоретический анализ и обобщение существующих концепций на тему психологического состояния женщины во время беременности и влияния на это состояние биологических и социальных факторов, воздействующих на женщину в данный период. Выводы, полученные в результате исследования, позволят учитывать воздействие всевозможных обстоятельств и контролировать психологическое состояние женщины во время беременности в целях сохранения здоровья матери и ребенка.

Целью исследования является теоретический анализ психологического аспекта беременности и факторов, его определяющих.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психологический аспект беременности без учета влияний среды.
  2. Провести анализ литературы по вопросу влияния биологических факторов на психологическое состояние женщины во время беременности.
  3. Рассмотреть существующие точки зрения на проблему влияния социальных факторов на психологическое состояние беременной женщины.
  4. Обобщить и сформулировать выводы по каждому из приведенных пунктов.
  5. Вывести общую характеристику психологического состояния беременной женщины.

Объект исследования – женщины в период беременности, предмет – их психологическое состояние.

Методологическая основа работы. В основе данной работы лежат следующие общепсихологические принципы:

  1. Принцип детерминизма, сформулированный С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым и гласящий о том, что каждое психологическое явление имеет причины и последствия, т.е. включено в систему причинно-следственных связей.
  2. Принцип системности, заключающийся в понимании психических явлений как находящихся в четкой взаимосвязи друг с другом и являющихся элементами единой системы.
  3. Принцип развития, состоящий в рассмотрении всех явлений в неразрывной связи с его динамикой: каждое психическое явление возникает на основе предыдущего и является предпосылкой для последующего этапа своего развития.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, выводов по результатам теоретического анализа, проведенного в этих главах, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Первая глава посвящена вопросу психологического состояния женщины во время беременности, обусловленного осознанием самой беременности, вне зависимости от воздействий окружающей среды. Во второй и третьей главах проводится теоретический анализ влияния биологического и социального аспекта среды соответственно на психологическое состояние беременной женщины.

Приложение состоит из трех таблиц, отражающих основные медико-биологические аспекты беременности.

[1] Кирющенков А.П. Тараховский М.Л. «Влияние лекарственных средств на плод» Москва, 1990.

[2] В.И. Брутман, М.Г. Панкратова, С.Н. Ениколопов «Некоторые результаты обследования женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей» // Вопросы психологии, 1994, №5.

Далее: Психологический аспект беременности