Восприятие будущего ребенка

Отношение беременной женщины к будущему ребенку принято классифицировать на объектное и субъектное. Субъектное общение возможно лишь при отношении взрослого к ребенку как к субъекту, личности, в противоположность объектному отношению, когда младенец выступает для женщины преимущественно как объект ухода (педагогических, медицинских и других воздействий). Субъектное отношение к ребенку — стержневой фактор в структуре психологической готовности к материнству, проецирующийся в стиль материнского поведения и тем самым обеспечивающий наиболее благоприятные условия для психического развития младенца, важнейшими показателями которого являются уровень общения ребенка с матерью, особенности становления у него образа себя и потребности в сопереживании.

Существует тесная взаимосвязь между отношением беременной женщины к будущему ребенку и отношением матери к уже родившемуся ребенку: отношение к ребенку во время беременности проецируется на него после его рождения и сохраняет основные свои парамеры.

Отношение к будущему ребенку отражается в уровне готовности к материнству. По данному признаку генеральная совокупность разделяется на женщин с низким уровнем готовности к материнству (23%), средним(50%) и высоким уровнем готовности к материнству (27%).

К характерным признакам разных групп будущих матерей относятся:

  • женщины первой группы (низкий уровень готовности к материнству) чаще отмечают наличие колебаний в принятии решения иметь ребенка, негативных ощущений и переживаний в период беременности, скупо и формально отвечают на вопросы, касающиеся их отношения к неродившемуся ребенку, преимущественно ориентируются на соблюдение жесткого режима. Они также чаще указывают на отсутствие в детстве привязанности к матери и строгое отношение родителей, редко отдавали предпочтение играм с куклами;
  • женщины третьей группы чаще не испытывают колебаний в принятии решения иметь ребенка, отмечают преобладание положительных ощущений и переживаний в период беременности, охотно и развернуто отвечают на вопросы, касающиеся их отношения к неродившемуся ребенку, преимущественно ориентируются на соблюдение мягкого режима. Все они имели в детстве привязанность к матери, отмечали ласковое отношение родителей, чаще отдавали предпочтение играм с куклами;
  • для женщин второй группы характерно частичное сходство с особенностями первой группы и частично — с особенностями третьей группы.

То, к какой из перечисленных групп будет принадлежать данная беременная женщина, зависит от социальных и биологических факторов (см. главы II и III).

Таким образом, беременность является своеобразным переворотом в психологической сфере женщины. Осознание беременности является предпосылкой для формирования следующего этапа развития Я-концепции, вызывает пересмотр отношений к себе, к миру и к окружающим. Во время беременности формируется отношение к будущему ребенку, определяемое преимущественно социальными факторами.

Восприятие ситуации беременности определяет эмоциональное состояние женщины, которое после осознания беременности характеризуется преимущественно переживанием двух противоречивых чувств: страха и радости. То, какое из этих чувств будет превалировать, зависит от биологических и социальных факторов, описанных в главах II и III.

Следует также отметить, что значительное влияние на психологический аспект беременности оказывает возраст будущей матери: слишком молодая или, наоборот, слишком зрелая женщина воспринимают беременность с более негативной окраской.

Кроме того, особого внимания заслуживают женщины, переживающие сохраненную беременность впервые: в этом случае психологические закономерности усиливаются страхом перед неизвестным и приобретают более яркий оттенок.

Далее: Влияние биологических факторов на психологическое состояние беременной женщины