Материнский инстинкт

Материнский инстинкт является биологической предпосылкой поведения матери по отношению к ребенку или будущему ребенку. Природой сформирована модель поведения, способствующая созданию оптимальных условий для продолжения существования вида: согласно этой модели, мать проявляет заботу и уход за ребенком, когда ему это необходимо, т.е. предусматривается поведение, способствующее продолжению вида. На человеческом уровне материнский инстинкт проявляется как любовь матери к своему ребенку.

Однако в процессе социализации личности и по причине разнообразных процессов, происходящих на генетическом уровне, данная модель поведения, запрограммированная биологически, может трансформироваться или даже блокироваться. «Поведение человека – сложнейшее явление. С одной стороны, в качестве его основы выступает сознание и весь комплекс чисто человеческих особенностей … С другой стороны, в нем проявляются биологические факторы как особенности нейродинамических процессов, эндокринной системы, различия в уровне развития сенсорных органов, безусловные реакции, инстинкты, темперамент и др. Социальное мобилизует биологические особенности для выполнения человеком  различных социальных ролей, но не исключает сложного взаимодействия социального и биологического в каждом отдельном индивиде»[1].

Влияние социального на биологическое происходит следующим образом:

«У животных инстинкт основан на врожденных нервных приспособлениях, благодаря которым они отвечают на определенные сигналы и которые во многом зависят от их внутреннего состояния. По мере эволюции возрастали количество и сложность инстинктов, возникали последовательные цепи рефлексов. Сложность инстинктов, по-видимому, зависит от абсолютной величины мозга и количества нейронов. Под влиянием естественного отбора филогенетически развиваются, как правило, только полезные инстинкты. У высших животных сложные инстинктивные процессы часто замещаются или модифицируются в результате обучения за счет приобретения ими жизненного опыта … Инстинкты базируются на врожденных нервных механизмах, а процессы обучения – на индивидуальных связях синаптических волокон. Эффект обучения усиливается повторением стимулов, их интенсивностью в зависимости от сопровождающих положительных или отрицательных чувств.

Однако генетическая детерминация безусловных реакций и инстинктов как таковых не означает их генетической инвариантности. Определенные моменты инстинктивного поведения подвержены мутациям, которые служат материалом для отбора в процессе эволюции форм такого поведения»[2].

К причинам, обуславливающим блокирование рефлексов, составляющих материнский инстинкт (отсутствие или паралич материнского инстинкта), относятся, прежде всего, именно социальные факторы. На биологизаторском языке они определяются как эффект обучения. «Еще в 30-е гг. при изучении психологического состояния женщин, отвергающих своих детей, у них были обнаружены эмоциональная и психологическая незрелость, неготовность к браку в силу эмоциональной неустойчивости и эгоцентризма. Это встречается у женщин, которые в детстве сами подвергались психологической депривации и агрессии или которым не удалось разрешить свои детские или пубертатные конфликты. Такие лица бывают сосредоточены лишь на своих проблемах, для них характерно переживание чувства несправедливости и недостатка любви».[3] Такие женщины не способны к позитивной связи с ребенком, их отличает аффективная несдержанность и низкая толерантность к стрессам.

Иногда «инстинктивному стремлению женщины к материнству и давлению общественной морали противостоит недоверие к своим силам и возможностям».[4] Чаще всего это бывает обусловлено влиянием социальных факторов, которые подробно описаны в главе III.

 

[1] Дубинин Н.П. «Что такое человек» Москва, 1983.

[2] Там же

[3] В.И. Брутман, М.Г. Панкратова, С.Н. Ениколопов «Некоторые результаты обследования женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей» // Вопросы психологии, 1994, №5.

[4] В.И. Брутман, М.Г. Панкратова, С.Н. Ениколопов «Некоторые результаты обследования женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей» // Вопросы психологии, 1994, №5.

 

Далее: Влияние индивидуальных особенностей организма