Общепсихологические основания нарушений памяти

В современной науке общепсихологические оснований нарушений памяти изучены недостаточно. Ни в одном из источников, приведенных ниже в списке литературы, данная тема не рассматривается отдельно, нигде ей не уделено особого внимания.

Как уже упоминалось в предыдущем параграфе, в основе большинства нарушений памяти лежат не психологические, а физиологические причины, а именно патологические процессы, происходящие в головном мозге – материальном носителе памяти. Но расстройства памяти обусловлены физиологическими причинами не во всех случаях. По-видимому, в тех случаях, когда нарушения памяти возникают у субъекта при отсутствии каких-либо патологических процессов в головном мозге, их причины носят не физиологический, а психологический характер.

Какие же психологические причины могут вызвать нарушения памяти?

Известно, что процесс памяти тесно связан со всеми остальными психическими процессами (вниманием, мышлением и т.п.) и подчиняется общепсихологическим закономерностям. Любой психический процесс начинается с мотивации, и психический процесс памяти не является исключением.

Роль мотивации в функционировании памяти наглядно демонстрируется существованием известного «эффекта Зейгарник»: «Еще в 1927 г. Б.В. Зейгарник экспериментально было показано значение мотивации для протекания процессов запоминания, удержания и воспроизведения информации. Ею был открыт так называемый «феномен воспроизведения незавершенных действий» … Сущность этого феномена заключается в том, что в экспериментальной ситуации испытуемые лучше запоминали незавершенные действия. Отношение воспроизведения незаконченных действий (ВН) к воспроизведению законченных (ВЗ) равнялось 1,9, т. е. незавершенные действия воспроизводились на 90% лучше, чем завершенные. Б.В. Зейгарник объясняла этот факт тем, что у любого здорового испытуемого ситуация опыта вызывала какое-либо личностное отношение к ней, т.е. возникал мотив, ради которого и выполнялось задание. Мотивы могли быть разными, одни испытуемые стремились проверить свои силы, другие – показать себя, третьи выполняли задания из чувства долга. Но во всех этих случаях у испытуемых возникало мотивированное намерение выполнить задание. Если же задание оставалось незавершенным, то сохранялась определенная аффективно заряженная активность, которая требовала своей реализации в другом виде деятельности – в частности, в воспроизведении» [34].

В других экспериментах, проведенных отечественными и зарубежными учеными, было показано, что мотивация не только влияет на процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, но и нередко является основной причиной забывания. В частности, этот факт продемонстрирован в серии опытов Б.В. Зейгарник, в которых изучался процесс запоминания незавершенных действий, выполнение которых связано с самооценкой: «Нередко оказывается, что испытуемому надо выполнить задание, которое он «не умеет» делать. Испытуемый считает, что задание превосходит его силы. Тогда ему кажется, что он недостаточно умелый, недостаточно умный, он стесняется показать экспериментатору свою неловкость, одним словом, у него возникает «чувство непол­ноценности». Кроме того, испытуемому часто кажется, что его потому прерывают, что он слишком плохо выполняет задание. Эти задания, «недоступные» на взгляд ис­пытуемого, при перечислении забываются поразительно часто. (Из 40 заданий за­помнились лишь 13, так что ЗН = 32 %, вместо обычных 68 %). Особенно показательный пример наблюдался в следующем случае: в опытах с детьми использовалось задание с вязанием. Мальчики чаще всего были не в состоянии выполнить это задание. Несмотря на это, они относительно хорошо запоминали его в качестве незаконченного. Если же, напротив, его не выполняли – в силу неумения – девочки, то они часто забывали его. (Это обнаруживается даже при сравнении средних показателей мальчиков и девочек для этого задания: для мальчиков ЗН/33 = 1,2, для девочек – 1,8). Девочки стыдились своего плохого вязания, мальчики – нет. Забывание недоступных заданий является настолько полным, что количество запомнившихся заданий снижается не только до уровня законченных действий, но и до гораздо более низкого уровня. Поэтому нельзя просто принять, что недоступные задания не оставляют после себя потребностного напряжения. Напрашивается вывод о том, что эти задания подвергаются особому инкапсулированию, особому вытесне­нию, которое затрудняет их припоминание» [13].

Психологический смысл вышеописанного «инкапсулирования» информации, вызывающей отрицательные эмоции, хорошо описан Д.Норманом: «Да, я забыл опустить письмо. Простой случай. Но что, если мне как раз было удобно, чтобы письмо не было отправлено? Что, если я собирался пригласить к себе на вечер человека, присутствие которого мне было нежелательно, и задержка с письмом означала бы, что приглашение не придет вовремя? Может быть, я забываю только то, что мне неудобно? Насколько приятнее была бы жизнь, если бы мы избирательно помнили только о приятных вещах. Клиническое название для таких форм забывания – подавление. Оно играет полезную защитную роль, не позволяя неприятным мыслям проникать в сознание» [33].

Наибольшее внимание изучению процесса забывания фактов, действий, событий, вызывающих отрицательные эмоции, уделил выдающийся австрийский психиатр З.Фрейд. «Фрейд считал, что некоторые эмоциональные переживания в детстве являются настолько травмирующими, что позволить им войти в сознание многие годы спустя означало бы для индивида стать совершенно раздавленным беспокойством … Говорят, что такие травмирующие переживания хранятся в бессознательном или что они подавлены и воспроизвести их можно только при частичном сглаживании связанных с ними эмоций. Подавление, таким образом, представляет собой полную невозможность воспроизведения» [2].

Таким образом, в основе психогенных амнезий в тех случаях, когда из памяти утрачивается информация, вызывающая у субъекта чрезвычайно интенсивные отрицательные эмоции лежит защитный механизм подавления (вытеснения). Нетрудно заметить, что вытеснение является главным источником истерической и аффектогенной амнезий. Согласно определениям, при этих видах амнезии происходит утрата воспоминаний о психотравмирующих событиях, что соответствует сущности механизма вытеснения.

Механизм вытеснения может вызвать утрату воспоминаний при дисмнезиях, но не может объяснить парамнезии – связанные с утратой воспоминаний искажения памяти. Соответственно, психогенные парамнезии обусловлены действием других закономерностей.

По мнению З.Фрейда, вытеснение является основным механизмом психологической защиты, а остальные защитные механизмы являются различными вариантами заполнения пробела в памяти, образовавшегося вследствие вытеснения. Различные защитные механизмы используют разные психические процессы для достижения целей психологической защиты – достижения психологического комфорта. Так, например, механизм рационализации использует ресурсы мышления, механизм отрицания – ресурсы восприятия, и т.д.

Одним из наиболее типичных механизмов психологической защиты, надстраивающихся над вытеснением, по-видимому, является механизм фантазирования, позволяющий субъекту достичь психологического комфорта при помощи воображения. Сочетание механизмов вытеснения и фантазирования, по-видимому, лежит в основе фантастических конфабуляций и фантастической псевдологии. В соответствии с определениями, данные виды расстройств памяти заключаются в заполнении пробелов памяти ложными воспоминаниями, содержание которых позволяет удовлетворить нереализованные потребности личности в собственной значимости и т.п.

Таким образом, по-видимому, главным общепсихологическим основанием психогенных нарушений памяти является психологическая защита личности. Как известно, психологическая защита начинает действовать в тех случаях, когда потребности и мотивы личности по субъективно непреодолимым причинам не могут быть реализованы рациональными способами. В этих случаях психологическая защита запускает свои механизмы – неосознаваемые процессы, искажающие восприятие реальности (в том числе в прошлом) таким образом, чтобы субъект мог избежать избытка отрицательных эмоций. Как показал проведенный теоретический анализ, в некоторых случаях – прежде всего, когда субъекту необходимо избавиться от психологического дискомфорта, вызванного уже прошедшими событиями, – действие механизмов психологической защиты приводит к возникновению нарушений памяти.

Далее: Заключение