Введение

В сознании каждого человека присутствует субъективная картина окружающей действительности, состоящая из систематизированных представлений данного индивидуума о себе, о других людях, о явлениях живой, неживой природы и мира вещей, созданных человечеством. Эта картина включает не только статические представления, но и динамические, среди которых особое значение имеет понимание причинно-следственных связей между разнообразными предметами и явлениями.

В формировании подобной картины мира наиболее сложным оказывается создание представлений о человеческих качествах и причинах, побуждающих людей организовывать свое поведение тем или иным образом. Человек не может ощущать мотивы и намерения других, его органы чувств воспринимают только действия и поступки, а все, находящееся «за ними», скрыто от непосредственного наблюдения.

Однако особым свойством системы представлений об окружающей действительности является тенденция к ее целостности. Наличие пробелов или противоречий в ней (когнитивный диссонанс) вызывает ощущения внутреннего психологического дискомфорта и, соответственно, стремление эти пробелы заполнить и эти противоречия устранить. Поэтому у каждого человека возникает потребность в интерпретации собственного поведения и поведения других, а также в объяснении причин того или иного поступка, своего или чужого.

Следовательно, в условиях дефицита информации люди закономерно начинают приписывать себе и другим разнообразные характеристики и причины поведения [3].

В научной психологии явление приписывания свойств получило название атрибуции, а приписывание себе и другим причин тех или иных поступков определяется как каузальная атрибуция.

Явление каузальной атрибуции не относится к научно-психологическому анализу и интерпретации того, почему люди совершают те или иные действия и поступки, т.е. научные исследования потребностно-мотивационной сферы личности нельзя отнести к явлениям каузальной атрибуции. Феномен каузальной атрибуции изучается в рамках межличностного восприятия рассматривается как попытка «человека с улицы» понять причину тех событий, свидетелем которых он является. Иными словами, данный феномен относится к так называемой «наивной психологии».

Однако, по утверждению родоначальника понятия каузальной атрибуции Ф. Хайдера, процесс построения вывода о причине на основании наблюдаемого поведения, совершаемый человеком, не имеющем отношения к научной психологии, является «своего рода аналогией экспериментальных методов» [7] и в ходе причинного анализа субъект каузальной атрибуции использует в своем мышлении методы, сходные с теми, которые используются в науке.

Тем не менее, каузальная атрибуция, в отличие от научной интерпретации, субъективна, зачастую нелогична, основана на недостоверных фактах и т.п.

Таким образом, люди, познавая причины поступков друг друга, опираются на имеющуюся у них информацию. Зачастую этой информации оказывается недостаточно, а потребность сделать причинный вывод остаётся. Именно тогда и начинается процесс каузальной атрибуции, которому посвящена данная работа.

Далее: Понятие каузальной атрибуции в социальной психологии