Свойства объекта каузальной атрибуции. Соотношение свойств субъекта и объекта

Поведение объекта каузальной атрибуции рассматривается субъектом, в первую очередь, с точки зрения двух основных показателей: степени уникальности или типичности поступка и степени его социальной «желательности» или «нежелательности». «Типичное поведение есть поведение, предписанное ролевыми образцами, и потому оно легче поддается однозначной интерпретации. Напротив, уникальное поведение допускает много различных интерпретаций и, следовательно, дает простор приписыванию его причин и характеристик… Под социально «желательным» понимается поведение, соответствующее социальным и культурным нормам и тем сравнительно легко и однозначно объясняемое. При нарушении таких норм (социально «нежелательное» поведение) диапазон возможных объяснений расширяется» [3].

Таким образом, от объекта каузальной атрибуции зависит возникновение собственно процесса каузальной атрибуции.

К свойствам объекта каузальной атрибуции, определяющим направление процесса, относится, в первую очередь, внешняя привлекательность. Ошибка в интерпретации привлекательности состоит в том, что внешне приятного человека люди склонны переоценивать по другим важным для них психологическим и социальным параметрам, если же он непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются. «Известный судебный юрист К. Дарроу еще в 1933 году заявил, что присяжные редко осуждают человека, который им нравится, или оправдывают того, кто им не нравится… Особое значение все это имеет в тех ситуациях, когда конкретных фактов, относящихся к делу, недостаточно для формирования однозначного мнения» [4].

Другим важным свойством объекта, влияющим на каузальную атрибуцию, является степень «раскрытия» себя для восприятия другими людьми. Закономерность проявляется в том, что более скрытных людей воспринимают более негативно, а открытых – в зависимости от соотношения свойств субъекта и объекта каузальной атрибуции.

«Для наблюдаемого процесс его восприятия партнером по общению предстает как действие самоподачи, которая в зависимости от целей общения может быть искренней или управляемой и манипулятивной» [3].

Соотношение характеристик субъекта и объекта каузальной атрибуции имеет большое значение. В случае неравенства, когда наблюдатель ощущает превосходство наблюдаемого по какому-то важному для него параметру – уму, росту, материальному положению и т.п., наблюдатель оценивает наблюдаемого значительно выше и по остальным значимым параметрам. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Причем превосходство фиксируется по какому-то одному параметров, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам.

В случае сходства наблюдателя и наблюдаемого по каким либо характеристикам, особенно если наблюдаемый разделяет важные мнения наблюдателя, ошибка субъекта каузальной атрибуции заключается в том, что он склонен оценивать объекта выше и по прочим психологическим показателям. Чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка высказавшего это мнение человека. В случае длительных отношений между субъектом и объектом каузальной атрибуции сходство характеристик приобретает тройную силу: «ряд экспериментальных исследований показывает, что по мере существования длительного контакта возникающая пристрастность к объекту восприятия служит источником различного рода искажений образа воспринимаемого» [4].

Согласие или несогласие партнера по общению с мнением интерпретатора является для субъекта каузальной атрибуции знаком отношения объекта к нему. Известно, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, которые к нам относятся плохо. Поэтому фактор сходства действует с двойной силой: не только сходство как таковое, но и сходство через формирование отношений между субъектом и объектом каузальной атрибуции.

Механизмы воздействия соотношения особенностей субъекта и объекта каузальной атрибуции действуют благодаря механизму идентификации, который будет описан в следующем разделе (4.3.).

Далее: Особенности ситуации