Структура процесса каузальной атрибуции

Каузальная атрибуция как частный случай социальной перцепции имеет ту же структуру: субъект (наблюдатель), объект (наблюдаемый) и контекст (социальная ситуация). На процесс каузальной атрибуции, как и на процесс социальной перцепции, влияют характеристики всех трех компонентов структуры.

  1. Субъект каузальной атрибуции. На процесс каузальной атрибуции влияют особенности всех психических процессов субъекта (восприятие, мышление, внимание, память и т.д.). Именно субъект каузальной атрибуции воспринимает внешние признаки объекта через призму собственного внутреннего мира, соотносит эти признаки с его личностными характеристиками на основе своего прошлого опыта и интерпретирует поведение объекта и его причины. Каузальная атрибуция как таковая разворачивается в рамках психологической сферы субъекта каузальной атрибуции.Наиболее важными психологическими характеристиками субъекта, влияющими на процесс каузальной атрибуции, являются его образ «Я» и самооценка [4]. Именно эти особенности личности являются психологическим фундаментом, на котором базируются различные факторы, влияющие на взаимоотношения людей. Кроме того, важную роль в успешной интерпретации причин поведения играют возраст, профессия и социально-перцептивные умения и навыки субъекта каузальной атрибуции, а также его физическое и психическое состояние на момент протекания атрибутивного процесса.
  2. Объект каузальной атрибуции. Наблюдаемый человек как составляющая процесса каузальной атрибуции является автором перцептивного сообщения, он формирует его в процессе общения, в первую очередь, с помощью набора экспрессивных средств, имеющих культурное и индивидуальное значение: мимики, дистанции, контакта глаз, пантомимики и т.п. Если речь идет о каузальной атрибуции вне непосредственного общения, то перцептивное сообщение составляют конкретные действия и поступки объекта каузальной атрибуции.Поэтому особое значение приобретает соотношение свойств субъекта и объекта каузальной атрибуции, главным образом, их сходство или различие с точки зрения принадлежности к определенной социальной группе.

    Объект и субъект каузальной атрибуции могут совпадать, когда речь идет о восприятии и познании человеком самого себя.

  3. Контекст. Для того, чтобы определить причины поведения объекта как внутренние или внешние, субъект каузальной атрибуции должен иметь представление о тех обстоятельствах, в которых разворачивалось поведение объекта. Особенности социальной ситуации могут быть рассмотрены как подразумевающие то или иное поведение с точки зрения социальных норм. В случае каузальной атрибуции успешного или неудачного завершения деятельности объекта имеет значение сложность задачи и т.п.

Таким образом, на содержание каузальной атрибуции, как и на успешность социально-перцептивного процесса, влияет каждый из ее структурных компонентов: наблюдатель, наблюдаемый и социальная ситуация. Подробнее влияние составляющих структуры на процесс каузальной атрибуции будет рассмотрено в п. 4.2.

Далее: Теоретическая модель Ф. Хайдера