Социально-психологические феномены

Процесс каузальной атрибуции зависит не только от закономерностей в рамках собственно каузальной атрибуции и от свойств своих структурных компонентов, он так же связан с другими социально-психологическими феноменами.

Социально-психологические феномены можно условно разделить на межличностные и межгрупповые. Межгрупповые феномены распространяются на межгрупповой уровень общения, т.е. проявляются в общении с незнакомыми людьми. В этом случае партнер по общению относится субъектом к определенной группе и рассматривается с точки зрения принадлежности к этой группе. Межличностные феномены социальной психологии распространяются на межличностный уровень общения и проявляются в рамках взаимодействия со знакомыми людьми. При этом объект рассматривается с точки зрения индивидуальных свойств, уже известных субъекту.

К межгрупповым социально-психологическим феноменам, оказывающим влияние на каузальную атрибуцию, относятся следующие:

  1. Эффект первичности – феномен межгруппового уровня общения, связанный с устойчивостью первого впечатления о человеке: начальная информация о малознакомом человеке является более значимой, чем дальнейшая. «Если первое впечатление о человеке в общем позитивно, наблюдатель склонен его переоценивать, если негативно — недооценивать. Действие первого впечатления … может быть весьма продолжительным: год-полтора при достаточно интенсивном общении» [4]. Эффект первичности базируется на тех же факторах, что и влияние свойств объекта каузальной атрибуции на процесс интерпретации причин поведения. Однако действие эффекта первичности распространяется на больший промежуток времени.
  2. Стереотипизация – процесс формирования впечатления о воспринимаемом человеке на основе выработанных группой стереотипов (устойчивых образов или устойчивых представлений о каких-либо явлениях, людях, событиях, свойственных представителям той или иной социальной группы). «Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например принадлежности его к какой-то профессии… Здесь проявляется тенденция «извлекать смысл» из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь его ограниченностью» [3]. Разные социальные группы вырабатывают устойчивые объяснения определенных фактов, привычные интерпретации вещей. Психологическая функция стереотипизации та же, что и функция каузальной атрибуции – сделать окружающий мир, в том числе социальный, более понятным и прогнозируемым, тем самым повышая уровень субъективной безопасности.
  3. Ингрупповой фаворитизм и аутгрупповая дискриминация – тенденция благоприятствовать в оценке членам своей группы по сравнению с представителями других групп.
  4. «Иллюзорные корреляции» – произвольные представления о связи различных характеристик человека, возникающие у человека на основе прошлого опыта, семейных сценариев, профессиональных или иных стереотипов, возраста, пола и т.д. А.А. Бодалев иллюстрирует феномен «иллюзорных корреляций» следующим примером: из 72 опрошенных им людей относительно того, как они воспринимают внешние черты других людей, 9 ответили, что квадратный подбородок – признак сильной воли, 17 – что большой лоб – признак ума, 3 отождествляют жесткие волосы с непокорным характером, 16 – полноту с добродушием, для двух толстые губы – символ сексуальности, для пяти малый рост – свидетельство властности, для одного человека близко посаженные друг к другу глаза означают вспыльчивость, а для пяти других красота – признак глупости [5].

На межличностном уровне общения в процессе каузальной атрибуции действуют другие социально-психологические феномены:

  1. Эффект новизны – феномен межличностного уровня общения: в отличие от эффекта первичности как феномена межгруппового уровня общения, действует в отношении хорошо знакомых людей (друзей, родственников и т.д.): наиболее значимой, наоборот, оказывается последняя полученная информация о данном человеке.
  2. Гало-эффект, или эффект ореола – заключается в том, что информация о человеке, полученная до знакомства с ним, определяет отношение к этому человеку, в том числе влияя на процесс каузальной атрибуции. «Сущность «эффекта ореола» заключается в формировании специфической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке, категоризируется определенным образом, а именно — накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. В экспериментальных исследованиях установлено, что эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств [3].
  3. Идентификация – отождествление себя с другим, уподобление себя партнеру по общению. Идентификация является причиной эгоцентрической (проективной) ошибки каузальной атрибуции; она же запускает механизм влияния соотношения свойств субъекта и объекта каузальной атрибуции на ее процесс и результат.
  4. Аттракция – эмоциональное отношение к субъекту восприятия, в том числе к субъекту каузальной атрибуции. Если субъект каузальной атрибуции испытывает к объекту положительные эмоции, то он будет приписывать ему позитивные качества и причины поступков; если отрицательные эмоции – напротив, негативные качества и причины поступков. Степень влияния аттракции на каузальную атрибуцию прямо пропорциональна силе эмоции: чем сильнее отрицательные или положительные эмоции, вызываемые объектом каузальной атрибуции, тем выше степень соответственно негативности или позитивности приписываемых свойств и причин поведения.
  5. Барьеры общения – разнообразные факторы, препятствующие эффективному общению и вызывающие дискомфорт партнеров по общению, которые могут выступать субъектом и объектом каузальной атрибуции. Причиной подобного дискомфорта может стать неравномерность развития различных сторон интеллекта у субъекта и объекта каузальной атрибуции (интеллектуальные барьеры); политические, религиозные, профессиональные различия, вызывающие непонимание (социокультурные барьеры); свойства личности одного или более участников общения, формирующие негативную оценку другим участником и порождающие недоверие, враждебность и т.п. (моральные барьеры.

Таким образом, каузальная атрибуция не ограничена особенностями своих структурных компонентов и подвержена влиянию разнообразных социальных факторов. Можно предположить, что воздействие социально-психологических феноменов на каузальную атрибуцию является двусторонним: не только социально-психологические механизмы оказывают влияние на каузальную атрибуцию, но и каузальная атрибуция – на социально-психологические феномены. Следовательно, каузальная атрибуция является элементом социально-перцептивной системы.

Далее: Заключение