Понятие каузальной атрибуции в социальной психологии

Социально-психологические явления изучаются на четырех уровнях социально-психологической реальности:

  1. Межличностный;
  2. Внутригрупповой;
  3. Межгрупповой;
  4. Социально-средовой.

Социально-психологические явления на межличностном уровне изучает психология общения. Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании друг друга [3]. Исходя из определения, можно выделить психологическую структуру общения:

  • Коммуникативная сторона общения (общение как обмен информацией);
  • Интерактивная сторона общения (общение как взаимодействие и взаимовлияние людей);
  • Перцептивная сторона общения (общение как восприятие и понимание людьми друг друга).

В рамках изучения перцептивной стороны общения выделяются два основных механизма межличностного восприятия: атрибуция и стереотипизация. Атрибуция, таким образом, – это социально-психологический феномен в области восприятия человека человеком, предполагающий осуществление межличностного познания общающихся.

Атрибуция (от лат. attribuo — придаю, наделяю) – это приписывание себе или партнеру по общению каких-либо качеств, интерпретация субъектом своего восприятия поведения других людей. При этом атрибуция осуществляется не на основе непосредственного наблюдения, анализа результатов деятельности и т.д., а путем приписывания личности или группе людей свойств, характеристик, которые не попали в поле восприятия: люди наделяются приписываемыми им свойствами априорно в условиях недостатка информации или нежелания ее анализировать.

Каузальная атрибуция (от лат. causa — причина и attribuo — придаю, наделяю) – это составная часть межличностного восприятия и познания, заключающаяся в приписывании социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) причин и мотивов поведения, т.е. причинная интерпретация личностью своего и чужого поведения.

Таким образом, каузальная атрибуция возникает и развивается в процессе социального взаимодействия и связана с индивидуальным опытом субъекта социальной перцепции.

Феномен каузальной атрибуции относится не только к восприятию человека человеком, но и к мышлению, т.к. он заключается в конструировании, «достраивании» той части информации, которой недостает человеку для создания полных и систематизированных представлений о том или ином объекте.

Согласно психологическим закономерностям, логическому мышлению препятствуют эмоции; поэтому закономерности казуальной атрибуции как таковой наиболее ярко проявляются в тех случаях, когда эмоциональные явления блокируют протекание процесса мышления по законам логики. Поэтому каузальная атрибуция наиболее ярко проявляется в интерпретации причин своих и чужих успехов и неудач, т.к. результаты деятельности с точки зрения их позитивности или негативности всегда эмоционально окрашены.

Процесс каузальной атрибуции и его результаты преимущественно индивидуальны, но имеют и общие особенности.

Результат каузальной атрибуции можно определить как отнесение причин того или иного акта определенным источникам — внешним или внутренним. В первом случае причины каких-либо событий приписываются преимущественно действиям обстоятельств,  во втором случае – действиям определённых личностей. «Внутренние причины соотносятся с определением наблюдателем знаний или способностей действующего субъекта, определяющих возможность выполнения им данного действия, а также намерений субъекта поступка» [9].

Таким образом, существует два основных вида каузальной атрибуции – внешняя и внутренняя. По параметру устойчивости выделяют также  стабильные и вариативные каузальные атрибуции [6].

Некоторые авторы считают, что разделение каузальной атрибуции на внешний и внутренний виды можно отнести только к результатам действия. «Действия и лежащие в их основе намерения всегда обусловлены только внутренне. Теоретико-атрибутивное подразделение внутренних и внешних каузальных факторов уместно применять лишь в отношении результатов действия (событий). Действия и лежащие в их основе интенции могут, разумеется, осуществляться в расчете на внешние факторы, однако последние не являются их «побудителями». В отличие от них результат действия не полностью зависит от субъекта, так как его наступление всегда обусловлено отчасти внутренними (зависящими от субъекта) и отчасти внешними (зависящими от окружения) факторами» [13].

Каузальная атрибуция в зарубежной психологии рассматривается как универсальный механизм социальной перцепции. В отечественной психологии принято считать, что «необходимость в приписывании возникает в нестандартных ситуациях, когда наблюдаемый демонстрирует необычное, непонятное поведение. Атрибуция — приведение такого поведения к привычным объяснительным схемам» [4]. Процесс каузальной атрибуции, согласно теоретикам отечественной психологии, возникает в тех случаях, когда какое-либо поведение социального объекта выходит за рамки типичного поведения (является уникальным) и социально желательного (выходит за пределы социальных норм).

Вывод: исходя из вышесказанного, исследование каузальной атрибуции охватывает, в первую очередь следующие вопросы:

  • систематических различий в объяснении человеком своего поведения и поведения других людей;
  • отклонений процесса каузальной атрибуции от логических норм под действием субъективных (мотивационных и информационных) факторов;
  • воздействия, оказываемого на мотивацию и деятельность человека.

Далее: Структура процесса каузальной атрибуции