Особенности ситуации

Как уже упоминалось в данной работе, ситуация каузальной атрибуции рассматривается с точки зрения типичности-нетипичности и социальной желательности-нежелательности проявляемого в ней поведения.

Кроме того, к факторам, влияющим на каузальную атрибуцию, можно отнести степень освоения ситуации субъектом каузальной атрибуции. Данному вопросу посвящена работа Онучина А.Н. «Особенности атрибуции старшеклассниками причин успехов и неудач в ситуациях взаимодействия различной степени освоенности». Результаты эмпирического исследования показывают, что «В «группе не освоивших ситуацию» причины успеха, в подавляющем большинстве случаев, рассматриваются испытуемыми как внешние по локализации. В «группе освоивших ситуацию» причины успеха столь же значимо чаще рассматриваются испытуемыми как внутренние по локализации, и преимущественно стабильные. Причины неудач в обеих данных группах в равной мере рассматриваются испытуемыми или как внутренние, или как внешние. В «группе осваивающих ситуацию» причины и успехов, и неудач, рассматриваются, преимущественно, как внутренние по локализации. Все выявленные различия обладают высокой степенью статистической значимости» [10].

Однако влияние особенностей ситуации на процесс каузальной атрибуции происходит в рамках свойств субъекта каузальной атрибуции: «Характеристики каузальной атрибуции в данном случае могут рассматриваться как критерий, характеризующий уверенность субъекта социального познания относительно своих возможностей в интерпретируемой им ситуации … Учитывая, что каузальная атрибуция … может выполнять функции поддержания позитивной идентичности, для субъекта социального познания более комфортно считать, что причина успеха в них самих, когда ситуация понимаема и прогнозируема, и снимать с себя ответственность за успех там, где этого понимания нет» [10].

Далее: Социально-психологические феномены