Факторы, влияющие на процесс каузальной атрибуции

Особое значение в рамках теорий каузальной атрибуции приобретает так называемая атрибутивная валидность [7]. Субъект каузальной атрибуции так или иначе осуществляет анализ, чаще всего интуитивный, правильности собственных выводов. Те основания, на которые субъект ориентируется в процессе данной проверки, называются критериями атрибутивной валидности. Г. Келли выделяет следующие критерии атрибутивной валидности:

  1. Связь вывода о причине поступка с особенностями поступка;
  2. Сходство вывода субъекта каузальной атрибуции с выводами других людей;
  3. Постоянство вывода во времени – при последовательном предъявлении стимула и при взаимодействии с ним при помощи различных органов чувств.

Наиболее значимым критерием атрибутивной валидности является согласие с мнением окружающих. Поддержка от других обычно подкрепляет приверженность собственному убеждению, а несогласие с другими обычно уменьшает уверенность в нем и повышает вероятность изменения.

Феноменология атрибутивной валидности позволяет приблизить результат каузальной атрибуции к истине, однако существует множество других факторов, оказывающих влияние на процесс и результат каузальной атрибуции. К таким факторам, главным образом, относятся типичные ошибки каузальной атрибуции, особенности структурных компонентов социальной перцепции и различные феномены социальной психологии, оказывающие влияние на процесс взаимодействия субъекта и объекта.

Далее: Типичные ошибки атрибутивного процесса