Понятие общения в современной психологии

В современной психологии отсутствует общепринятое определение понятия «общение».

Б.Ф.Ломов (1986) рассматривает общение как самостоятельную форму активности человека в отношениях «субъект – субъект», в отличие от деятельности, реализуемой в отношениях «субъект – предмет (объект)». По его мнению, общение представляет собой специфическую форму взаимодействия между человеком и другими людьми [6].

Г.М.Андреева (1990) рассматривает общение как процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании друг друга [1]. Структура общения, согласно точке зрения Г.М.Андреевой, включает следующие компоненты:

  1. Коммуникативная сторона общения – обмен информацией между общающимися;
  2. Интерактивная сторона общения – взаимодействие и взаимовлияние;
  3. Перцептивная сторона общения – восприятие и понимание людьми друг друга [1].

Е.П.Ильин (2009) считает, что в структуре общения необходимо выделить так же четвертую – эмоциональную сторону, состоящую в заражении эмоцией от партнера по общению и вызове какой-либо эмоции у партнера. По мнению Ильина, «общение людей – это специфический вид коммуникации, связанный с психичес­ким контактом между реальными субъектами и приводящий к их взаимовлиянию, взаимопереживаниям и взаимопониманию. Психический контакт, возникающий при общении, характеризует взаимодействие между конкретными людьми, суще­ствующими в одно и то же время. Психический контакт предполагает обмен ин­формацией, эмоциями и т. п. между общающимися» [6, с.29].

В соответствии со структурой общения выделяют следующие основные функции общения [6]:

  1. Информационная – связана с передачей партнерами общения информации, а также знаний, умений друг другу;
  2. Аффективная, или экспрессивная – функция взаимного обмена эмоциями, тесно связанная с пониманием переживаний и эмоционального состояния друг друга;
  3. Регулятивная – функция психологического воздействия «одного партнера общения – индуктора – на другого – реципи­ента, которое должно вызывать у последнего изменение либо его поведения (когда руководитель, например, дает распоряжение подчиненному), либо его эмоцио­нального состояния, либо свойств его личности (при воспитательных воздей­ствиях)» [6, с.34]. В рамках регулятивной функции общения выделяют так же функции социального контроля (регламентирование поведения и деятельности с по­мощью групповых и социальных норм путем использования позитивных – одобрение, похвала или негативных – неодобрение, порицание – санк­ций) и социализации (формирование у членов коллектива умения действовать в ин­тересах коллектива, понимать интересы других людей, выражать доброже­лательность).

Общение в современной психологии классифицируют на следующие основные виды [1; 6; 7]:

  1. Целевое и инструментальное общение: целевое общение свя­зано с удовлетворением потребности в общении, а инструментальное общение не является самоцелью, оно вызвано необходимостью органи­зации индивидуальной или совместной деятельности.
  2. Деловое и неделовое (личное) общение: деловое общение связано с деятельностью и не затрагивает внутренний мир участников общения, а личное общение «связано с решением внутренних психологических проблем: разрешением внутреннего конфликта, обсуждением происходящего вокруг, выражением своего отношения к этому, поиском смысла жизни и т.д.» [6, с.38].
  3. Прямое и косвенное общение: прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг друга общающимися людьми, косвенное общение осуществляется через посредников.
  4. Социально-ориентирован­ное, предметно-ориентированное и личностно-ориентированное общение (А.А.Леонтьев, 1974). Социально-ориентиро-ванное общение направлено на изменение психологических характеристик группы людей (например, выступление перед аудиторией), личностно-ориентированное – на изменение отдельной личности, а предметно-ориентированное общение направлено на регулирование совместной деятельности людей.
  5. В зависимости от языка (знаковой системы), применяемого в общении, выделяют вербальное и невербальное общение. Вербальное общение – это общение при помощи слов, устной речи, а невербальное общение осуществляется без слов при помощи языка жестов, мимики и т.п.: «Невербальное поведение оцениваться по следующим основным параметрам: собственно невербальное поведение (межличностная дистанция, взаимное расположение собеседников, позы, жесты, мимика и взгляд) и паралингвистические компоненты общения (вздохи, стоны, зевота, покашливание) – все звуки, которые произносит человек, но не речь, а также такие характеристики речи, как громкость голоса, ее темп и ритм, паузы» [7, с.707].
  6. Межличностное, личностно-групповое и межгрупповое общение: межличностное общение – это общение между людьми как уникальными личностями, личностно-групповое общение – это общение между одним человеком и группой, а межгрупповое общение – это общение между людьми как представителями групп. «При межличностном общении, содержание которого касается только общаю­щихся, отражается позиция каждого из них. Если же участники общения являют­ся представителями групп, коллективов, то они не полностью свободны в своих позициях и способах контактирования, поскольку заботятся о престиже представ­ляемых ими групп. Поэтому, например, воспитательная работа с учащимися, при­надлежащими к компаниям с асоциальным поведением, затруднена, особенно если общение с ними осуществляется учителем в присутствии других ребят из этой компании» [6, с.37-38].

В процессе общения формируются и реализуются отношения людей. В социальной психологии принято выделять два вида отношений – общественные и межличностные [1]. Общественные отношения носят безличный характер и строятся на основе принадлежности людей к той или иной социальной группе. Межличностные отношения, напротив, связаны с личностными особенностями общающихся и формируются на эмоциональной основе в зависимости от непосредственного взаимодействия конкретных людей. Общественным отношениям соответствует межгрупповой, межличностным – межиндивидуальный уровень общения. На межгрупповом уровне, как правило, осуществляются отношения между незнакомыми друг другу людьми, на межиндивидуальном – отношения между людьми, уже имеющими опыт непосредственного общения друг с другом.

Далее: Особенности общения врача и пациента