Этапы работы

  1. Выбор темы дипломной работы. К выбору темы дипломной работы по психологии следует отнестись с максимальной ответственностью. Вам предстоит очень трудоемкая работа, и если Вы выберите неинтересную тему, то весь дальнейший труд будет для Вас мучительным. Поэтому очень важно выбрать именно такую тему, которая будет Вас увлекать, которая будет интересна для Вас лично. К первой консультации с научным руководителем желательно придумать 3-4 таких темы и записать их, чтобы окончательный выбор оставался за научным руководителем.
  2. Выбор научного руководителя. При выборе научного руководителя целесообразно учесть характер взаимоотношений между Вами и преподавателем, его научные интересы (соответствие Вашей темы интересам преподавателя), его статус и взаимоотношения с другими преподавателями. Бывает, например, что на защите дипломных работ соперничающие между собой преподаватели излишне придирчивы к студентам друг друга. Также случается, что оценка студента за дипломную работу в большей мере определяется статусом научного руководителя, чем качеством самой работы и компетентностью студента. Строгих научных руководителей избегать не нужно: даже если сам процесс написания дипломной работы будет более сложным у строгого научного руководителя, то на защите, наоборот, Вам будет легче. Как правило, все научные руководители поддерживают своих студентов на защите.
  3. Консультация с научным руководителем. На первой консультации студент и научный руководитель обычно определяются с темой дипломной работы, составляют план работы и устанавливают сроки ее выполнения. В дальнейшем студент посещает научного руководителя после написания каждой главы. Научный руководитель проверяет готовую часть дипломной работы и указывает, какие поправки необходимо в нее внести. Желательно не пропускать ни одной консультации с научным руководителем и строго вносить все поправки: чем более ответственным и дисциплинированным Вы проявите себя на этом этапе, тем лучше будет к Вам относиться научный руководитель, и тем активнее он будет поддерживать Вас на защите.
  4. Поиск литературных источников для теоретической главы. Для дипломной работы, как правило, требуется прочитать не менее 50-ти литературных источников. Не стоит ужасаться: в большинстве случаев больше половины источников — это небольшие статьи в научных журналах, авторефераты диссертаций, учебники и учебные пособия, из которых для Вашей темы подойдут только отдельные параграфы, и т.п. Всю литературу для дипломной работы сейчас можно найти в интернете (на странице «Ресурсы для дипломной работы по психологии» написано, как и где именно). В современной литературе Вы встретите множество отсылок к первоисточникам — обязательно прочитайте сами первоисточники. Это поможет Вам глубоко разобраться и максимально сориентироваться в теме работы. Без прочтения первоисточников не только теоретическая глава получится поверхностной, но и интерпретация результатов исследования и выводы могут быть ошибочными.
  5. Чтение источников, подготовка списка литературы и подбор цитат. Всё это удобно делать параллельно: находим подходящий источник, вносим его библиографическое описание в список литературы, читаем и, находя нужные цитаты, копируем их в отдельный файл (или один из нескольких тематических файлов — кому как удобнее). Обязательно нужно указывать наименование источника каждой цитаты и, по возможности, номер страницы, чтобы в дальнейшем не запутаться. На этом этапе список литературы формируется предварительно — в дальнейшем по мере написания работы в него могут добавляться дополнительные источники.
  6. Написание теоретической главы. В процессе написания необходимо отмечать основные заголовки (в программе MS Word — «заголовок 1»), подзаголовки («заголовок 2») и т.д. — для того, чтобы затем легко создать автоматическое оглавление.  После того, как глава будет готова, ее нужно распечатать и отнести научному руководителю на проверку, а затем внести в нее поправки, указанные научным руководителем.
  7. Подбор методов исследования. Обычно для дипломной работы по психологии подбираются 5 психодиагностических методик, соответствующих выбранной теме. Затем по этим методикам диагностируются 60 испытуемых. В зависимости от темы дипломной работы испытуемые могут быть или любыми, или принадлежать к той или иной социальной группе. Правильный подбор методик — необходимое условие достоверности и валидности результатов исследования. Поэтому обязательно нужно обсудить список методик с научным руководителем и получить его одобрение.
  8. Подготовка к проведению исследования.
  9. Проведение исследования. Диагностику испытуемых необходимо проводить с соблюдением всех требований, известных из курса экспериментальной психологии. Пренебрежение требованиями может привести к искажению результатов исследования. Особое внимание нужно уделить условиям проведения диагностики, если испытуемыми являются дети. Если диагностика проводится заочно, вне контроля экспериментатора, то на практике довольно часто попадаются испытуемые, отвечающие «наобум», считая, что их ответы нужны лишь «для галочки». Они возвращают заполненные бланки с расставленными только «для вида» вариантами ответов. Если подобную фикцию не распознать и включить в обработку, то результаты исследования будут искажены. Поскольку фиктивные бланки не всегда легко отличить, желательно заранее предупреждать испытуемых, что нужны настоящие ответы для настоящего исследования.
  10. Обработка результатов исследования.
  11. Оформление приложений. Все результаты первичной и статистической обработки результатов исследования оформляются в виде таблиц и прилагаются к дипломной работе. Приложения необходимо пронумеровать и озаглавить. Нередко таблицы приложения бывают такими объемными, что их никак невозможно уместить на стандартном листе формата А4, а у большинства студентов отсутствует возможность распечатки на листах более крупных форматов. В таких случаях можно распечатать таблицу на нескольких листах формата А4, аккуратно склеить их и приложить к дипломной работе в сложенном виде.
  12. Написание методологической и эмпирической глав.
  13. Написание выводов. Выводы к дипломной работе по психологии — это обычно выводы только по ее эмпирической главе. В разделе «Выводы» нужно перечислить основные результаты эмпирического исследования (выявленные математическим путем закономерности) и сущность их интерпретации (чем, на Ваш взгляд, объясняются эти закономерности). Желательно писать очень кратко, сжато, без лишних слов. После написания эмпирической главы выводы пишутся легко.
  14. Написание заключения. Содержание заключения определяется, в первую очередь, точкой зрения научного руководителя на содержание заключения. Чаще всего в заключении пишут либо о результатах проведенного исследования на более обобщенном уровне, либо подводят итоги работы (что сделано в дипломной работе) и намечают перспективы дальнейшего изучения темы (в каких направлениях следует вести дальнейшие исследования).
  15. Написание введения.
  16. Оформление оглавления. В программе MS Word оглавление формируется автоматически. Для этого нужно зайти в меню «Ссылки» — «Оглавление» и выбрать подходящий вид оглавления. Программа автоматически сформирует оглавление из частей текста, отмеченных как заголовки. Если в дальнейшем потребуется внести изменения в текст работы, в результате которых изменится текст заголовков и/или если текст так или иначе сдвинется вместе с заголовками на другие страницы, оглавление нужно будет обновить.
  17. Оформление титульного листа. Титульный лист оформляется по образцу. Образцы часто меняются, поэтому желательно взять свежий образец непосредственно на кафедре.
  18. Внесение поправок. Готовую дипломную работу нужно отнести научному руководителю на окончательную проверку. Даже в хорошие дипломные работы научные руководители практически всегда рекомендуют внести те или иные поправки. После внесения поправок не забываем обновить оглавление.
  19. Оформление списка литературы. Окончательное формирование списка литературы желательно осуществить только теперь, когда дипломная работа полностью написана и все поправки в нее внесены. Только после этого вносим номера источников из списка литературы в квадратные скобки, указывая источники ссылок. Если сделать это раньше, то последующее внесение нового источника в список литературы (что требуется довольно часто) приведет к изменению нумерации источников в списке литературы, и придется менять соответствующие цифры в квадратных скобках по всему тексту работы.
  20. Подготовка к защите.