Тесты и опросники

Психологические тесты

Тест – это стандартизированная система заданий, измеряющая качественный или количественный уровень развития определенных свойств личности к моменту измерения. Тестирование предполагает постановку психологического диагноза, но не дает ответа на вопрос о происхождении качеств и на их потенциальное развитие.

Виды психологических тестов

По предмету диагностики:

  1. На конкретные психические процессы, их отдельные особенности;
  2. На интеллект;
  3. На способности (специальные, уровень достижений);
  4. Психомоторные – на ручную умелость, координацию движений и т.д.;
  5. Психофизиологические – при изучении некоторых психологических свойств и качеств;
  6. Личностные – на отдельные особенности или свойства личности в целом:

По форме:

  1. Тесты в виде опросников (вопрос и несколько вариантов ответов);
  2. Ситуационные тесты (задания, игры);
  3. Проективные тесты (представлен неясный стимул, требуется его развить, дополнить, интерпретировать, при этом личность самораскрывается, отсутствуют ошибочные ответы и защитные механизмы, врать невозможно). Недостатки проективных методик – не стандартизованы, отсутствует однозначная структура проведения, субъективность интерпретации, валидность не всегда доказана.

Психодиагностические опросники

Опросники – это обширная группа психодиагностических методик, задания которых представлены в виде вопросов или утверждений. Опросники предназначены для получения объективных и (или) субъективных данных со слов обследуемого. Опросники относятся к числу наиболее распространённых диагностических инструментов.

Виды опросников

  1. Опросники-анкеты – опросники, предназначенные для получения какой-либо информации об обследуемом, не имеющей непосредственного отношения к его личностным особенностям. Группа опросников-анкет для получения данных об истории жизни человека называется биографическими опросниками. Наиболее типичные вопросы биографических опросников относятся к уровню и характеру образования, специальным навыкам и другим относительно объективным показателям.
  2. Личностные опросники – опросники, направленные на измерение различных особенностей личности. Личностные опросники получили широчайшее распространение в психодиагностических исследованиях. Эти опросники могут быть подразделены на несколько видов:
    • Опросники черт личности – группа опросников, разработанных на основе выделения черт личности. Непосредственно наблюдаемые черты личности в этом случае выступают как исходный материал для построения опросников. В отличие от конструирования опросников типологических, такой подход требует группировки личностных признаков, а не самих обследуемых. В опросниках черт личности диагностика осуществляется по степени выраженности черт. Примером данного вида опросников является “Шестнадцатифакторный личностный опросник” Р. Кэттелла.
    • Опросники типологические – группа личностных опросников, разработанных на основе выделения типов личности как целостных образований, не сводимых к набору черт (или факторов). Данный подход требует группировки самих обследуемых, а не их личностных признаков. В данном случае диагностика осуществляется на основе сопоставления с соответствующим (усреднённым) типом личности. Примером таких опросников являются личностные опросники Айзенка.
    • Опросники мотивов, опросники интересов, опросники ценностей, опросники установок и т.д. – группы опросников, предназначенных для измерения индивидуальных особенностей различных сфер и проявлений личности.

Преимущества тестов и опросников

  • простота;
  • кратковременность;
  • стандартная процедура обработки;
  • наличие нормативов для сравнения;
  • низкие затраты на сбор данных;
  • свобода от предубеждений со стороны интервьюера;
  • возможность опросить одновременно большое количество людей;
  • испытываемое респондентами (при определенных условиях) чувство анонимности;
  • предоставляемая респонденту свобода в распределении времени на ответы;
  • легкость кодирования данных и их анализа в целях интерпретации результатов.

Требования к тестам

  1. Тест должен иметь указание на теоретическую основу или на фамилию автора;
  2. Должен быть проверен на определенном контингенте испытуемых;
  3. Должны быть заданы стандарты и указано, для кого этот стандарт;
  4. Должна быть пометка, нуждается ли тест в профессиональном использовании или возможно применение непрофессионалами;
  5. Должны удовлетворять следующим критериям:
    • Стандартизация (условия проведения, контингент, правила обработки результатов, интерпретация);
    • Надежность (получение тех же результатов при повторном проведении);
    • Валидность (способность теста измерять именно то, для измерения чего он предназначен).