Теория интериоризации П.Я.Гальперина

Теория поэтапного формирования умственных действий Петра Яковлевича Гальперина – теория перехода (интериоризации) внешней деятельности во внутренний план в процессе обучения. Была разработана в 1950 годы, однако ее истоки восходят к более ранним взглядам Выготского о развитии высших психических функций.

Теория Гальперина представляет собой учение о процессах и условиях, определяющих формирование осмысленных действий, а на их основе – представлений и понятий об их объектах.

Основные положения теории П.Я.Гальперина

  1. выполнение нового действия в начале требует активной ориентировки субъекта в условиях действия;
  2. среди них особую роль играют средства действия, которые у человека выделяются в своеобразные орудия психической деятельности (эталоны, меры, знаки);
  3. образование действий восприятия и мышления происходит путем перехода внешних предметных действий в план восприятия или в умственный план – как направление умственной деятельности, характеризуемой переходом внешних практических действий в план операций, осуществляемых в уме.

Условия овладения новым умственным действием:

  • наличие необходимой мотивации,
  • правильное выполнение действия в его исходной внешней форме,
  • планомерное приобретение действием определенных свойств (обобщенности, разумности и др.),
  • полноценное воспроизведение действий в умственном плане.

Этапы формирования умственных действий

Согласно данной теории, действие, формируемое у обучаемого, осваиваемое им, приобретает умственную форму не сразу, а постепенно, проходя некоторые стадии, или этапы, каждый из которых качественно отличается от предыдущих. Освоение деятельности и, следовательно, усвоение обеспечивающих ее знаний может быть успешным только при условии, что обучаемый последовательно пройдет все этапы:

1 этап – мотивационный. Лучше всего, если мотивация овладения действием базируется на познавательном интересе, поскольку познавательная потребность обладает свойством ненасыщаемости.

2 этап – ориентировочный. Он включает в себя предварительное ознакомление с тем, что подлежит освоению, составление схемы ориентировочной основы будущего действия (ООД).

3 этап – материальный. Учащийся усваивает содержание действия, а преподаватель осуществляет контроль за правильностью выполнения каждой операции. Действие на этом этапе максимально развернуто и выполняется фактически с опорой на внешние вспомогательные средства.

4 этап – внешней речи. На этом этапе учитель требует от ребенка проговаривания вслух каждого шага решения задачи. Если пропустить этот этап, ребенок будет делать ошибки при решении задачи без опоры на карточку.

5 этап – внешняя речь про себя. Отличается от предыдущего этапа только большей скоростью выполнения и сокращенностью.

6 этап – умственного или внутриречевого действия. Действие максимально сокращается и автоматизируется, становится абсолютно самостоятельным и полностью освоенным.

Эффективное обучение должно учитывать эти этапы. При такой организации обучения новое действие формируется легче и скорее, чем в условиях традиционного обучения. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина хорошо известна в отечественной психологии и получила широкое международное признание, однако практически не применяется в современной отечественной системе образования.