Социально-психологические методы обучения

В последние годы педагоги и психологи особое внимание уделяют группе социально-психологических методов обучения и развития, отличающейся высокой эффективностью. Социально-психологические методы обучения ориентированы на активизацию коммуникативных процессов в группе, направляемых педагогом на реализацию поставленных учебных задач.

Виды социально-психологических методов обучения

К социально-психологическим методам обучения и развития относятся дискуссионные, игровые и тренинговые методы.

Игровые методы обучения

Игровые методы обучения характеризуются следующими особенностями:

  1. По содержанию игровые методы являются имитацией конкретных условий окружающей действительности и их динамики, а также деятельности и отношений людей.
  2. По направленности игровые методы оказываются двухплановой деятельностью, способствующей достижению двоякого рода целей: игровых и педагогических (учебных), при доминирующей роли последних.
  3. Игровые методы конструируются и проводятся как совместная деятельность участников учебного процесса в ходе постановки определяемых содержанием игры целей и их достижения путем подготовки и принятия соответствующих индивидуальных и групповых решений.
  4. Игровые методы служат дидактическим средством развития творческого (теоретического и практического) мышления, выражающегося в способности к анализу ситуаций, постановке, решению и доказательству новых для членов группы познавательных задач.

Учебная эффективность игровых методов обусловлена тем, что в процессе игры члены группы имеют возможность увидеть воздействие, оказываемое собственными решениями на будущие события. Кроме того, игровые методы способствуют самораскрытию, отработке коммуникативных навыков, преодолению скованности и напряженности, снятию психологической защиты.

Дискуссионные методы обучения

К дискуссионным методам, прежде всего, относится метод групповой дискуссии – специально организованное обсуждение определяемых учебными задачами тем и вопросов в группе под руководством ведущего. Метод групповой дискуссии позволяет, используя систему логически обоснованных доводов, воздействовать на мнения, позиции и установки участников дискуссии в процессе непосредственного общения.

Групповая дискуссия проходит несколько этапов:

  1. Ориентация участников в теме дискуссии и в позициях друг друга;
  2. Сбор информации;
  3. Оценка информации, как правило, предполагающая ситуацию сопоставления, конфронтации и даже конфликта идей;
  4. Консолидация, т.е. выработка коллективного мнения на решаемую проблему и оценка эффективности принятого решения.

Эффективность дискуссионных методов обучения обусловлена тем, что данные методы позволяют, сопоставляя противоположные позиции, дать возможность участникам увидеть проблему с разных сторон; уточнить взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации, повысить эффективность отдачи и заинтересованность участников дискуссии в решении групповой задачи, предоставляя им возможность проявить свою компетентность и тем самым удовлетворить потребность в признании и уважении.

Социально-психологический тренинг

Социально-психологический тренинг – это метод обучения, осуществляемый в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленный на приобретение и развитие определенных знаний, умений и навыков. Особенностью социально-психологического тренинга является то, что в процессе тренинговых занятий общие принципы активности обучаемого дополняются принципом рефлексии над собственным поведением и поведением других участников группы.

Динамическая структура социально-психологического тренинга включает несколько этапов, прохождение каждого из которых необходимо для достижения целей активизации коммуникативных и интроспективных процессов в группе и эффективной реализации учебных задач данного тренинга.

Как правило, тренинговое занятие начинается с так называемых психогимнастических упражнений, в ходе которых участники группы раскрепощаются и настраиваются на дальнейшую совместную работу. Затем ведущий проводит основную часть тренинга, содержание которой определяется учебной целью и задачами данного занятия. В процессе проведения содержательной части тренинга широко применяются игровые и дискуссионные методы, которые принято рассматривать как самостоятельные социально-психологические методы обучения и развития. После основной части проводится заключительный этап тренинга, состоящий из двух частей. В первой части заключительного этапа происходит групповая рефлексия: обсуждается содержание и индивидуальные результаты занятия. Во второй части заключительного этапа организовывается обмен оптимистичными, радостными и приятными для всех членов группы пожеланиями и выражениями благодарности за поддержку.

В большинстве случаев для достижения заданных учебных целей проводится не одно тренинговое занятие, а серия тренингов.

Для максимально эффективного взаимодействия участников тренинговой группы перед началом содержательной части тренинга или на первом занятии серии тренингов осуществляется введение специальных групповых норм – правил поведения, руководящих действиями участников, и принятие их всеми членами группы. Для социально-психологических тренингов наиболее характерны следующие основные правила поведения: правило активности (в групповой работе участвуют все), правило равноценности (в группе все равны) и другие. Соблюдение этих норм необходимо для создания комфортной психологической атмосферы, которая является крайне важной при осуществлении социально-психологических методов обучения.

Социально-психологические механизмы учебного воздействия группы

В основе учебно-развивающего влияния тренинговых, игровых и дискуссионных методов лежат социально-психологические механизмы воздействия группы на личность в учебном или трудовом коллективе. Группа влияет на личность через общественное мнение коллектива, групповые нормы, возложение социальной ответственности, моральное стимулирование трудовой и общественной активности, личный пример руководителя. Однако перечисленные факторы могут воздействовать на личность лишь в том случае, если данная личность ощущает собственную принадлежность к этой группе, т.е. идентификацию с группой.

Процесс идентификации личности с группой, как правило, осуществляется при наличии в группе положительного социально-психологического климата, являющегося условием формирования у членов группы ощущения общности целей, интересов, настроений, поведения и готовности к взаимному общению, обмену информацией, поддержке, помощи. Кроме того, в условиях положительного социально-психологического климата в группе у ее членов задействуются механизмы саморазвития посредством сравнения себя с другими членами группы.

Механизмы саморазвития сопровождаются формированием в потребностно-мотивационной сфере личности таких мотивов, как стремление к первенству или боязнь оказаться последним внутри группы, стремление «не подкачать» свою группу во взаимоотношениях с другими группами. Перечисленные мотивы играют определяющую роль в процессе обучения и развития посредством социально-психологических методов.

Таким образом, социально-психологические методы обучения и развития характеризуются такими общими свойствами, как групповая форма проведения под руководством ведущего; активное участие каждого члена группы в коммуникативных процессах; приобретение членами группы знаний, умений навыков (обучение) и развитие личности в ходе естественных групповых процессов.