Сензитивные периоды развития

Неодинаковость возрастной чувствительности в разные периоды детства, временное повышение ее уровня и изменение направленности приводят к тому, что в годы созревания закономерно наступают сензитивные периоды, когда обнаруживаются благоприятные условия для развития психики в тех или иных направлениях, а затем эти возможности постепенно или резко ослабевают. Сензитивные периоды развития – это возрастные интервалы индивидуального развития, в течение которых внутренние структуры наиболее чувствительны к определенным специфическим влияниям окружающего мира, периоды, максимально чувствительные и благоприятные для развития той или иной функции, той или иной способности человека.

При этом на одних возрастных этапах имеются предпосылки развития чувствительности к одним сторонам действительности, на других – к другим. Сензитивные периоды связаны, во-первых, с ведущей деятельностью, во-вторых, с актуализацией в каждом возрасте тех или иных базальных потребностей. Например, сензитивным периодом развития речи является возраст от 9 месяцев до 2 лет. Это не означает, что речевая функция не развивалась ни до, ни после этого возраста. Это значит, что именно в этот период ребенок должен иметь опыт речевого общения, опыт человеческих коммуникаций, образцы обозначения предметов и явлений словами,  поддержку и поощрение взрослых в его речевых попытках, желание выразить свои чувства и желания специфическим речевым образом. Интересно, что во всех культурах сензитивный период развития речи один и тот же.

Каждый период развития ребенка сензитивен для развития психики в определенном направлении. Сензитивные периоды указывают на качественное своеобразие отдельных этапов развития и на огромные потенции детства.

В развитии психических функций сензитивные периоды играют очень важную роль. Учет сензитивных периодов необходим, прежде всего, для правильной организации учебных мероприятий.

Индивидуальное развитие психических процессов и свойств будет протекать тем успешнее, чем больше возможностей для него получит ребенок в соответствующий сензитивный период. Окружающие его взрослые должны помнить о том, что в первую очередь они сами создают социально-педагогические условия, в которых наиболее полно может осуществиться развитие индивидуальности ребенка. Не упустить времени, помочь полностью раскрыться индивидуальным свойствам в наиболее благоприятный для этого момент – задача взрослых.