Развитие внимания

Возрастные особенности внимания

Дошкольный возраст. Непроизвольное внимание является врожденным и присутствует у ребенка уже в первые месяцы жизни (безусловный ориентировочный рефлекс). С 3-5 месяцев в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности развивается восприятие ребенка (предметность и константность), что закладывает основы развития свойств внимания. С 1-2-х лет по мере развития речи ребенка (ребенок понимает речь взрослых) взрослые начинают управлять вниманием ребенка, и у ребенка закладываются основы произвольного внимания. С 3-х лет по мере развития собственной речи у ребенка совершенствуются концентрация и устойчивость внимания. В 4-6 лет впервые появляются элементарные формы произвольного внимания: внимание управляется уже самоинструкцией, а не инструкцией взрослых. Однако на протяжении всего дошкольного возраста непроизвольное внимание является ведущим видом внимания ребенка.

Младший школьный возраст. В младшем школьном возрасте в связи с обучением ребенка в школе его произвольное внимание развивается наиболее активно. Непроизвольное внимание все еще является ведущим, но к концу младшего школьного возраста произвольное внимание уже не уступает непроизвольному. В связи с тем, что нервная система еще развивается, нервные процессы слабы и неуравновешенны, в младшем школьном возрасте внимание отличается низкой концентрацией  и устойчивостью.

Подростковый возраст. В связи с развитием произвольного внимания в подростковом возрасте осуществляется прогрессивное развитие всех свойств внимания. Внимание подростка достигает зрелого состояния.

Упражнения на развитие внимания

Внимание тренируется в любых упражнениях и играх детей, где оно задействовано. Во многих распространенных играх и развлечениях дошкольников и школьников осуществляется развитие внимания (например, игра: «Съедобное – несъедобное», в журналах для дошкольников задания из серии «найди 10 отличий»).

Пример упражнения на развитие внимания дошкольников. Дети маршируют под музыку свободно, у кого как получа­ется. В ходе марширования руководитель игры произволь­но, с разными интервалами и вперемешку дает команды. Дети реализуют движение в соответствии с командой.

Команда Движение
«Зайчики!» Дети прыгают, имитируя движение зайца
«Лошадки!» Дети ударяют ногой об пол, как будто лошадь бьет копытом
«Раки!» Дети пятятся, как раки (спиной)
«Птицы!» Дети бегают, раскинув руки (имитация полета птицы)
«Аист!» Стоять на одной ноге
«Лягушка!» Присесть и скакать вприсядку
«Собачки!» Дети сгибают руки (имитация движения — «собака служит») и лают
«Курочки!» Дети ходят, «ищут зерна» на полу и произносят звуки «ко-ко-ко!»
«Коровки!» Дети встают на руки и ноги (4 ноги у коровы) и произносят «му-у-у!»

Пример упражнения на развитие внимания школьников. Игрокам необходимо считать вслух от 1 до 31, но не называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…».