Развитие речи

Развитие речи в онтогенезе

Процесс усвоения языка и развития речи у детей, принадлежащих разным народам, странам, культурам и нациям, несмотря на различия в структуре и содержании языков, осуществляется по одним и тем же закономерностям и проходит одни и те же этапы, которые начинаются и завершаются в одни и те же возрастные периоды.

Этапы развития речи

Чаще всего выделяют следующие пять этапов развития речи:

  1. Период подготовления словесной речи, или подготовительный, или дофонемный этап – от рождения до конца первого года жизни. В течение данного периода ребенок накапливает опыт взаимодействия с окружающей действительностью, на основе которого у него формируются представления о предметах и явлениях среды, соответству­ющие усваиваемым словам. Восприятие речи взрослых окружающих людей способствует постепенному пониманию слов ребенком. Таким образом, в течение первого периода развития речи ребенка формируется пассивная (импрессивная) речевая деятельность ребенка. Результатом данного периода развития речи является возникновение первых актов активной (экспрессивной) речевой деятельности – первых слов, самостоятельно произносимых ребенком.
  2. Период первоначального овладения языком и формирова­ния расчлененной звуковой речи – от возраста одного года до конца третьего года жизни ребенка. Необходимость осуществления активной (экспрессивной) речевой деятельности основана на развитии и усложнении отноше­ний ребенка с окружающим миром и людьми, и потребность в речевом общении становится одной из важнейших потребностей ребенка. Развитие речевой деятельности на данном этапе включает стадию «слова-предложения» и стадию двух-трехсловных предложений и характеризуется быстрым ростом активного словаря ребенка. На переходе от стадии «слова-предложения к стадии двух-трехсловных предложений ребенок обучается комбинировать слова, объединять их в небольшие фразы, и дальнейшие прогресс от использования таких фраз до применения составных предложений осуществляется очень быстро.
    Первые три года жизни ребенка являются сензитивным периодом развития речи. Если по тем или иным причинам речь в своем развитии не проходит перечисленные два периода в данном возрасте, то в дальнейшем процесс усвоения речи существенно затрудняется.
  3. Период развития языка ребенка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов (этап самостоятельной речи) – охватывает дошкольный возраст ребенка, т.е. на­чинается в возрасте трех лет и длится до шести или семи лет. Этот период развития речи связан с переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному, а затем к логическому мышлению ребенка. Главной особенностью данного периода является то, что речь ребенка в эту пору развива­ется в процессе речевого общения, отвлеченно от конкретной ситуации, что опре­деляет необходимость развития и совершенствования более сложных языковых форм. Речь отражает не только то, что уже известно ребенку из собственного опыта, но и открывает то, что ему еще не известно. Развитие логического мышления приводит к тому, что ребенок усваивает правила словообразования и образования предложений и самостоятельно использует эти правила в своей речи.
  4. Период овладения ребенком письменной речью и систематического обучением языку – охватывает школьный возраст ребенка. Речь становится предметом специального изучения, словарный запас обогащается, правила образования слов и предложений изучаются на осознанном уровне. В результате речь становится более совершенной, осознанной и управляемой. Важнейшую роль в этом играет усвоение письменной и развернутой монологической речи.
  5. Период совершенствования речи после завершения школьного периода – является строго индивидуальным. С завершением школьных занятий после­дующее увеличение словарного запаса и других возможностей речи происходит у разных людей в различной степени. Для некоторых людей может быть характерно снижение уровня речевой деятельности.

Закономерности развития речи

Общие закономерности развития речи человека сводятся к следующим основным аспектам:

  • Определяющее влияние социальных факторов развития речи: ребенок усваивает язык и овладевает речью в процессе непосредственного взаимодействия с окружающими людьми и в процессе специально организованного обучения. Речь является основным средством общения, а общение является условием развития речи.
  • Единство развития речи и когнитивных процессов: развитие речи осуществляется совместно с развитием памяти, внимания, мышления и т.п. Когнитивные процессы проявляются в речи и являются основой ее развития. Одновременно с этим в речевой деятельности и на ее основе развиваются и сами когнитивные процессы.
  • Опережение развития пассивной формы речи по отношению к активной ее форме: пассивная форма речи устойчиво опережает активную; объем речевого мате­риала, доступный пониманию детей, всегда больше того, что они упот­ребляют в разговоре.

Упражнения для развития речи

Упражнения на развитие речи должны соответствовать этапу речевого развития.

  • На первом-втором этапе развития речи актуальны упражнения по развитию артикуляции (произнесение звуков), например: как жужжит жук? Ж-ж-ж-ж-ж. Как мычит корова? Му-у-у. И т.п.
  • В начале второго этапа – произнесение слов, например: Кто говорит «мяу»? – Кошка. Кто говорит «ква»? – Лягушка. И т.п.
  • На втором этапе – составление предложений по картинкам, например: детям раздают картинки, изображающие действия (мальчик делает зарядку; девочка обедает; мама вешает белье и т.п.). Ребенок должен сказать, что изображено на картинке.
  • На третьем этапе – составление рассказов по картинкам, и т.п.